Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Для того, чтобы наша самооценка была цельной, мы должны уметь сочувствовать и себе и другим. Дисбаланс сопереживания бывает разным. Кому-то легче сопереживать другим, но себя они не щадят. Другим же легче сопереживать себе, но недостатки других вас сильно раздражают. Всё это создаёт дисбаланс самооценки и приводит к различным неприятным ощущениям, постоянной борьбе. Если вы учитесь давать себе передышку, сочувствуя себе, это приведёт вас и к сочувственному отношению к другим людям.

Есть такая фраза: "Возлюби ближнего своего как самого себя", но для некоторых людей верно и обратное: "Возлюби самого себя, как ближнего".

ТЕХНИКА "ВСТРЕЧА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ"

Это абсолютно безвредный, безопасный способ практиковаться в эмпатии. Посмотрите телешоу, которое вы терпеть не можете, которое вас никто не заставил бы посмотреть. Если вы обычно смотрите телеигры, найдите какую-нибудь серьезную драму. Если смотрите только новости, переключите канал на мультфильмы. Если предпочитаете комедии, послушайте телевизионного проповедника или посмотрите передачу о полиции или мыльную оперу.

Смотрите и слушайте внимательно. Всякий раз, чувствуя раздражение, отвращение, скуку или стыд, абстрагируйтесь от своих чувств и переключите внимание. Скажите себе: «Я заметил, что это меня раздражает. Такая реакция нормальна, но сейчас меня интересует не это. Я могу отодвинуть раздражение в сторону и просто некоторое время наблюдать, не осуждая».

Придержите при себе свои оценочные суждения, представьте, как эту передачу смотрят увлеченные зрители. Что они от этого получают? Они смотрят ее, чтобы испытать волнение, озарение, от чего-то отвлечься, убежать, идентифицироваться с героями или подтвердить свои предубеждения? Попытайтесь понять, каковы привлекательные стороны этого шоу и какому человеку оно нравится.

Когда вы придете к эмпатическому пониманию, переключитесь на другую телепередачу и попробуйте снова. Помните, что вы не обязаны одобрять то, что смотрите; вам нужно ясно увидеть и понять, чем эта передача привлекает.

Цель этого упражнения не в том, чтобы увеличить количество передач, которые вы смотрите, или чтобы испортить ваш зрительский вкус. Его цель – обеспечить безопасную ситуацию, в которой можно попрактиковаться отодвигать в сторону свои едкие мысли.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

ТЕХНИКА "АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ"

С другом. Выберите друга, который охотно экспериментирует. Объясните, что вы хотите улучшить свои навыки слушания. Попросите его рассказать вам историю о чем-нибудь значимом в его жизни: травматичный опыт, важное детское воспоминание или планы на будущее.

Пока друг говорит, ваша задача – внимательно слушать и задавать вопросы обо всем, что вы не понимаете. Просите его уточнить и рассказать подробнее. Исследуйте, что стоит за фактами, спрашивая о мыслях и чувствах: «Что было для тебя важно?», «Что ты чувствовал в связи с этим?», «Что ты из этого узнал?».

Время от времени перефразируйте сказанное вашим другом: «То есть, другими словами, ты…», «Подожди, дай-ка я проверю, правильно ли понял: ты думал, что…», «Как я услышал, ты говоришь, что…». Перефразирование – важная часть эмпатического слушания, потому что вы остаетесь на верном пути. Оно помогает устранить собственные ложные интерпретации и выяснить у вашего друга точное значение. Друг получает удовлетворение, зная, что его действительно услышали и он может исправить ваши ошибки, если вы их сделали. А вы включаете исправления в пересмотренный парафраз.

Со знакомыми людьми. Теперь вы можете приступить к более трудному заданию. Выберите людей, которых вы знаете не очень хорошо, и попрактикуйте техники эмпатического слушания, не сообщая им, что вы делаете.

О чем бы они ни говорили, просите уточнить и рассказывать подробнее. Сопротивляйтесь желанию поспорить или вставить собственную историю. Замечайте, когда вы начинаете в своем уме осуждать; устраните суждения. Помните, что вы не обязаны любить этих людей, – вы просто пытаетесь понять что-то без вмешательства вашего внутреннего диалога. Особенно следите, чтобы у вас не возникали любые сравнения с собой; сразу же устраняйте их.

С теми, кого вы не очень хорошо знаете, перефразировать даже важнее. Это помогает запомнить незнакомую историю, убеждает говорящего в вашем искреннем интересе, помогает отделить процесс собственных размышлений от того, что в действительности говорится. Пока ваш знакомый поясняет и поправляет, ваше понимание углубляется, и разговор часто переходит на более глубокий, личностный уровень. Настоящие мнения, чувства и области неуверенности или уязвимости будут постепенно раскрываться по мере того, как говорящий узнает, что вы внимательный, заинтересованный слушатель, которому можно доверять, что вы выслушаете человека без перескакивания с одной темы на другую. Делайте это упражнение чаще, и знакомые станут вашими друзьями.

С незнакомцами. На вечеринке или в другом месте сбора людей выберите кого-нибудь, кого вы не знаете или кто вам не нравится. Заговорите с этим человеком, используйте навыки слушания, чтобы по-настоящему попытаться понять, что он/она хочет сказать. Следуйте инструкциям по слушанию друзей и знакомых, понимая, что теперь будет труднее воздержаться от оценочных суждений и сосредоточиться на получении информации и перефразировании.

Слушая того, кто вам на самом деле не нравится или с кем у вас нет ничего общего, важно напоминать себе об основе сопереживания: каждый человек как и вы, просто живет, как может. Задайте себе три вопроса, которые начинают эмпатичный отклик. Спросите себя: «Какую потребность этот человек удовлетворяет, говоря это? Каким образом этот человек чувствует себя более защищенным, более контролирующим ситуацию, менее тревожным, чувствующим меньшую боль? Под влиянием каких представлений он/она находится?»

Добавить комментарий


Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна