Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Проблема, которую нельзя игнорировать
Подростковый суицид — одна из самых болезненных тем современного общества. Статистика неутешительна: в 2021 году в России число таких случаев среди подростков выросло на 20%. Подростки редко прямо говорят о своих проблемах, а взрослые не всегда могут распознать их внутреннюю боль. Это исследование помогает понять, на какие именно психологические «сигналы тревоги» нужно обращать внимание, и как они различаются у мальчиков и девочек.

Как изучали?
В исследовании приняли участие 70 учеников 8-х классов (14-15 лет) из Ижевска: 40 девочек и 30 мальчиков. С помощью специального «Опросника суицидального риска» ученые выявили, какие внутренние переживания и установки повышают риск суицидального поведения.

Главные результаты: два разных портрета риска

Анализ показал, что психологические профили риска у мальчиков и девочек значительно отличаются. Это значит, что и помощь для них должна быть разной.

Портрет риска у ДЕВОЧЕК
У девочек критическими являются факторы, связанные с отношением к себе и миру:

  1. «Несостоятельность» (высокий показатель): Чувство собственной ненужности, никчемности. «Со мной что-то не так, я ни на что не гожусь».
  2. «Социальный пессимизм» (высокий показатель): Убежденность, что мир настроен против них и в целом несправедлив. «В будущем ничего хорошего меня не ждет, все бессмысленно».
  3. «Аффективность» (высокий показатель): В сложных ситуациях эмоции полностью захлестывают, блокируя возможность трезво оценить обстановку и найти выход.
  4. «Временная перспектива» (высокий показатель): Отсутствие позитивных планов на будущее, страх перед грядущими неудачами и потрясениями.

Ключевой вывод: Девочки в группе риска страдают от глубокого внутреннего неблагополучия, ощущения изоляции и потери веры в будущее.

Портрет риска у МАЛЬЧИКОВ
У мальчиков на первый план выходят факторы, связанные с реакцией на неудачи и конфликты:

  1. «Максимализм» (очень высокий показатель): Склонность воспринимать любую локальную неудачу как вселенскую катастрофу. «Если получил двойку — жизнь кончена». Конфликт с учителем или другом превращается в войну со всем миром.
  2. «Демонстративность», «Аффективность», «Несостоятельность» (умеренные показатели): Эти факторы присутствуют, но выражены меньше, чем у девочек.

Ключевой вывод: Для мальчика толчком к кризису может стать конкретная «потеря лица», неудача, которую он воспринимает как абсолютную и непоправимую.

Что общее? Есть и хорошая новость
И у мальчиков, и у девочек высоко выражен «Антисуицидальный фактор». Это означает, что большинство подростков чувствуют ответственность и долг перед близкими. Именно на эту здоровую часть личности и можно опереться в работе.

Практические выводы: как помочь?

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Для родителей и учителей: на что обращать внимание?

Если вы беспокоитесь о девушке, слушайте, как она говорит о:

  • Себе: «Я дура», «у меня ничего не получается», «я обуза для родителей».
  • Мире: «Все равно ничего не изменится», «все люди злые», «будущее страшное».
  • Ваши действия: Не обесценивайте ее переживания. Давайте не решения, а эмоциональную поддержку. Помогите ей найти маленькие, но достижимые цели, чтобы вернуть веру в себя.

Если вы беспокоитесь о мальчике, обращайте внимание на его реакцию на:

  • Неудачи: Как он переживает провал на соревнованиях, плохую оценку, ссору с другом. Не перерастает ли это в глобальную катастрофу?
  • Конфликты: Может ли он уступить, проиграть, извиниться? Или любое столкновение становится вопросом принципа?
  • Ваши действия: Помогите ему «дробить» проблемы. Объясните, что одна неудача не определяет его ценность. Учите договариваться и проигрывать без ущерба для самооценки.

Для школ и психологов:

  1. Профилактика должна быть гендерно-чувствительной. Нельзя работать с мальчиками и девочками по абсолютно одинаковым программам.
  2. Формируйте «психологический иммунитет». Учите девочек справляться с самокритикой и строить планы. Учите мальчиков гибкости и тому, что проигрыш — это часть жизни, а не приговор.
  3. Укрепляйте антисуицидальные барьеры. Напоминайте подросткам о их значимости для семьи и друзей, развивайте чувство ответственности за тех, кто их любит.

Основные выводы

  1. Риск разный. Мальчики и девочки по-разному оказываются в группе суицидального риска: девочки — из-за тотального негативного восприятия себя и мира, мальчики — из-за острой, максималистской реакции на конкретные неудачи.
  2. Сигналы разные. Криком о помощи у девочек часто становится тихая отстраненность и слова о бессмысленности, у мальчиков — вспышки гнева и агрессии после неудач.
  3. Опора есть. Почти у всех подростков, даже в группе риска, есть мощный внутренний ресурс — чувство долга и любви к близким. Это ключ к профилактике.
  4. Помощь должна быть точной. Общие призывы «цени жизнь» не работают. Эффективная помощь — это понять язык чужой боли и ответить на том же языке, предлагая поддержку именно там, где человек чувствует себя наиболее уязвимым.

Главный итог: Подростковый суицид — не неизбежность. Часто это следствие нераспознанной боли. Умение видеть и расшифровывать разные «сигналы бедствия» у мальчиков и девочек — это первый и самый важный шаг к тому, чтобы вовремя подставить плечо и спасти жизнь.

Андреева Мария Владимировна, Кондаурова Ольга Петровна Особенности показателей суицидального риска у девочек и мальчиков подросткового возраста // Проблемы современного образования. 2025. №2. 

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна