Внутренние преграды — это то, что мешает нам двигаться вперёд, препятствия на нашем жизненном пути, но не те, которые идут извне, а те, которые мы бессознательно формируем самостоятельно. Принцип самоограничения в психологии заключается в следующем: к примеру, в детстве ребёнок часто слышит фразу «У тебя не получится», «Ты этого не достоин». Уже будучи взрослым, даже несмотря на объективные возможности, ему очень сложно добиться своего, он чувствует себя в заточении, ограниченным и недееспособным. С одной стороны, есть и польза от этого самоограничения: можно не слишком напрягаться, спокойно сидеть в своей «клетке», где привычно. С другой — самоограничение личности само-по-себе абсурдно: человеку свойственно стремление к свободе.
Целью данного упражнения является диагностика ситуаций и сфер жизни, в которых вы ограничиваете свои возможности, а также освобождение от уже известных вам самоограничений.
Освободите для себя 40-60 минут, в которые вас никто не будет отвлекать. Отключите телефон, выключите телевизор.
Обустройте себе удобное место. Пусть в доступе будет плед, чтобы укрыться, питьевая вода, платочки.
Подготовьте листы бумаги и ручку для записи.
Настройтесь на себя. Запишите запрос — чего вы хотите? Он может звучать так: «Хочу вернуть себе свободу», «Хочу увидеть свои препятствия и преодолеть их». Или же запишите своё конкретное желание, свою цель.
Сядьте так, как вам будет удобно. При этом постарайтесь, чтобы спина и ноги имели опору. Можно лечь, согнув колени, так, чтобы стопы упирались в твёрдую поверхность.
Прикройте глаза. Настройтесь на свое дыхание. Дышите чуть глубже и чуть медленнее, чем обычно. Постарайтесь дышать не грудью, как вы привыкли, а животом. Сделайте пять глубоких вдохов и выдохов.
Почувствуйте свои стопы, как они касаются пола. Охватите вниманием ноги, спину, живот, грудь, руки, голову.
Снова настройтесь на свое дыхание, сохраняя ощущение своего тела.
Теперь представьте человека в заточении.
Осмотрите внимательно пространство, в котором он находится. Что это за пространство? Какие там цвета, звуки, запахи?
Посмотрите на человека. Какой он? Как выглядит, во что одет? Какого пола и возраста. Какие у вас к нему чувства?
Пройдитесь вместе с ним по его пространству. Попросите его рассказать, как он живет. Какие правила есть в его пространстве?
Узнайте, как он там оказался?
Что он думает о своем заточении? Что он думает о свободе?
Хочет ли он освободиться? Для чего ему свобода? Для чего ему оставаться в заточении?
1. Кто это человек в заточении? Как его зовут? Какой он? Как он выглядит, пол, возраст, какие-то особенности? Как вы сами к нему относитесь?
2. В каком пространстве он находится? Опишите его место пребывания? Опишите его мысли, чувства, телесные ощущения, когда он там находится. Опишите свои мысли, чувства, телесные ощущения, когда вы соприкоснулись с этим пространством.
3. Как человек попал в это пространство? Если его осудили и наказали, то кто и за что? Возможно, он добровольно вошел туда? Или кто-то затащил его силой или обманом?
4. Чем занимается человек в заточении? Какой там распорядок дня?
5. Какие есть правила в этом пространстве?
6. Какие убеждения сложились у человека в этом пространстве? (Убеждения имеют формат «Нужно делать так, чтобы… было что-то хорошее или не было чего-то плохого». «Нужно вести себя тихо, чтобы мама не ругала», «Чтобы иметь деньги, нужно много и тяжело трудиться»)
7. Какое видение мира у этого человека? Что он может сказать по теме вашего запроса?
8. От чего его защищает пребывание в заточении? Что хорошего он там получает?
9. Чего он лишается в заточении? Что хорошего он получит, если окажется на свободе?
10. Хочет ли он на свободу? Что поменяется для него, если он выйдет на свободу?
11. Предпринимал ли он уже что-то, чтобы освободиться?
12. Что ему нужно, чтобы освободиться?
13. Как вы можете ему помочь?
14. Вы готовы ему помочь?
15. Он готов освободиться?
Перечитайте свои записи. Как это про вас и про вашу жизнь? Узнаете ли вы правила и убеждения? Выгоды от заточения и мотивацию освободиться?
Если готовы помочь человеку освободиться, снова прикройте глаза, настройтесь на свое тело, вернитесь в уже знакомое вам пространство и помогите человеку выйти на свободу.
Где оказывается человек, когда выходит на свободу? В каком мире он оказывается? Как он себя ощущает? Как вы себя ощущаете? Какие возможности у него появились? А у вас?
Помогите человеку обустроить его новый мир на свободе.
Когда почувствуете, что достаточно, сделаете три глубоких вдоха выдоха и возвращайтесь в реальность.
1. Как человек вышел на свободу? Как вы ему помогли? (Или, м.б., он справился сам?)
2. В каком он теперь пространстве?
3. Какой он теперь? Возможно, у него поменялось имя? Как он теперь выглядит?
4. Как он теперь себя ощущает?
5. Чем он занимается? Какие у него теперь правила жизни?
6. Какие новые возможности у него появились?
7. Какие у него убеждения и знания о жизни, когда он в новом пространстве?
8. Как вы себя ощущаете после этой работы?
9. Что поменялось для вас?
10. Придумайте несложный ритуал, который вы будете делать каждый день в течение месяца, чтобы освоить новое состояние свободы.
Проживите внутри себя то состояние, которое испытывает человек на свободе: примите его позу, попробуйте походить, подвигаться как он, повторить какие-то его фразы.
Если в жизни будете замечать, что попадаете в состояние человека в заточении (те же мысли, чувства, телесные ощущения, поза), то возвращайте себя в состояние человека на свободе – оно вам уже знакомо.
Ответы могут приходить метафорические. Попробуйте заглянуть глубже. Задавать себе вопрос «Что это для меня значит?».
Если есть ощущение, что человек не может выйти и вы никак не можете ему помочь, то вспомните, что это работа с самоограничениями, т.е. в данном случае все в ваших руках. Если все равно не получается, вы можете отложить это упражнение и вернуться к нему через некоторое время (месяц и более) или отработать его с терапевтом.
Психологи проекта «Не молчи» помогут вам осознать трудности и препятствия и преодолеть их.