Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Москва, Троицк. Психолог очно и онлайн

Проективный тест «Рисунок семьи»

При помощи диагностики и интерпретации детского рисунка можно выявить важные особенности семейных взаимоотношений. Например, если в семье существует коалиция, нарушена иерархия, если кто-то из членов семьи находится в холодных отношениях с ребёнком, а возможно, даже проявляет жестокость по отношению к нему — всё это можно выявить в интерпретации детского рисунка «Моя семья» или «Рисунок семьи».

Анализ детских рисунков используется практически всеми детскими психологами. А одной из лучших интерпретаций детского творчество является интерпретация отечественного психолога В.К. Лосевой.

Детский рисунок

На что стоит обратить внимание при интерпретации детского рисунка семьи

1. Как используется пространство листа. Сам лист в данном тест выступает аналогом семейного пространства. То место, в котором автор рисунка изобразил себя, является проекцией его места в пространстве собственной семьи.

2. На рисунке отсутствует один или несколько членов семьи. Если какого-то человека как бы нет в мире ребёнка (хотя на самом деле он присутствует), это может говорить об отсутствии эмоционального контакта с данным человеком. В некоторых случаях это может означать наличие негативных чувств по отношению к отсутствующему, которые не осознаются автором. Часто это происходит в тех случаях, когда в семье некоторые эмоции, такие как злость, ревность, зависть, считаются недопустимыми и на них ставится негласный запрет.

3. Сам автор отсутствует на рисунке. Если семья изображается в полном составе, но ребёнок забыл нарисовать себя, как правило это означает трудности самовыражения среди близких. У автора есть представление, что его семья его не понимает и не принимает. Ему трудно найти своё место в данном пространстве, в своей семье. Это так же может быть показателем протестной позиции «Мне нет здесь места, но меня это и не волнует, мне это не нужно».

4. Размер персонажей. Размер символизирует субъективную значимость членов семьи для автора рисунка. Тот персонаж, который для ребёнка более значим, изображается более крупным. Соответственно, менее значимые персонажи по размеру меньше. Важен и размер, который придаёт автор себе.

5. Вымышленные персонажи. Если в детском рисунке семьи появляются феи, Дед Мороз, несуществующие животные и т.п., как правило это говорил о неудовлетворённых потребностях. Необходимо расспросить ребёнка, какой характер у вымышленного персонажа и какие у него функции. Это может быть потребность в защите (Супермен), в мягкости, теплоте (пушистый котик).

6. Как персонажи расположены на листе. Наибольшая власть у того члена семьи, который расположен выше. Стоит учитывать, что это именно видение автора. При этом даже если персонаж меньше по размеру, его более высокое положение выдаёт его как лидера для восприятия ребёнка.

7. Как далеко расположены персонажи друг от друга. Расстояние между нарисованными членами семьи обозначает психологическую дистанцию, которая существует для них в реальной жизни. Если расстояние отсутствует, персонажи соприкасаются друг с другом, это может означать очень тесный психологический контакт.

8. Контур. Больший нажим на какого-то персонажа или предмет означают большую тревогу, связанную с ним. То же самое относится и к заштриховке, в обводу контура несколько раз. Также на тревогу может указывать тонкая дрожащая линия, которой ребёнок изображает члена семьи (так его боится, что не решается изобразить).

9. Искажения фигур. Если встать на место персонажа и отметить искажение по правой стороне, то это может символизировать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (например, работа или учёба). Если искажение отмечается по левой стороне — это может означать проблемы с эмоциональной, интимной сферах, в близких отношениях.

10. Неодушевлённые предметы. Они олицетворяют особую важность в данной сфере жизни ребёнка. Так, к примеру, наличие большого количества шкафов может свидетельствовать о семейной тайне, к которой ребёнок не допускается.

11. Мелкие детали. Чрезмерно большое количество мелких деталей может означать склонность семьи к удерживанию эмоций, фиксацию на правилах порядка.

12. Предметы между персонажами. Воспринимаются как преграда в отношениях (например, телефон, автомобиль). Но так же может означать и единственно возможный способ контакта между персонажами.

Детский рисунок

13. Части тела. При интерпретации детского рисунка символика частей тела учитывается главным образом. Значения частей тела, как правило, следующие:

- Голова. Символ ума. Носителю самой большой головы приписывается самый большой ум.

- Глаза. Для ребёнка глаза — это способ выражения печали, слёз, а также просьба о помощи и эмоциональной поддержке. Если глаза расширены, это может означать тревогу, сигнал о помощи. Если наоборот, слишком узкие — возможно, в семье есть запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощь.

- Уши. Символ восприятия критики. Большие уши у того персонажа, который слушает или должен слушать других. Если ушей нет или они очень маленькие, это может означать нежелание слушать критику, игнорирование мнения окружающих, или желание, чтобы так было.

- Рот. Символ выражения агрессии, «орган нападения». Страх осуждения и словесного воздействия выражается в большом, но заштрихованном рте. Отсутствие возможности влиять на других и выражать свою агрессию выдаёт отсутствие рта или точка на том месте, где он должен быть.

- Шея. Символ соединения рационального и эмоционального компонентов личности. Люди, способные управлять своими чувствами, изображаются с шеей. Если шея длинная и тонкая, значит между чувствами и разумом происходит конфликт, который невозможно решить с помощью эмоционального мира. Такая шея как бы говорит: «Я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея показывает отсутствие такого рода противоречий.

- Руки. Могущество персонажа выражается в более длинных и больших руках. Иногда отсутствие рук на рисунке может означать желание объятий или страх в применении физической силы.

- Ноги. Символ опоры. Если провести линию, которая соединит ноги крайних персонажей, то самостоятельность будет символизировать стояние персонажей на этой линии. Те члены семьи, которые не имеют опоры на рисунке, «не крепко стоят на ногах» и в реальной жизни.

Добавить комментарий


Не молчи | Псхологическая помощь 89037113822
Рейтинг: 5 / 5 Интерпретация детского рисунка
Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна