Пройти методику онлайн: личностный дифференциал.
Методика позволяет выявить отношение к самому себе, самооценку различных качеств.
Самооценка определяется по трём факторам:
Фактор оценки (О) - это уровень самоуважения, т.е. общей самооценки.
При слабом уровне испытуемые склоны к зависимости от внешних обстоятельств, потери самоконтроля. Испытуемые могут бояться ответственности, испытывать неуверенность в собственных сил, отказывают от борьбы за правду, свои интересы, если что-то не получается или кто-то противостоит.
Высокий уровень самооценки говорит о том, что испытуемый принимает себя как личность и в основном удовлетворён собой. В случае высокого уровня самооценки, всегда есть риск, что испытуемый может впасть в самовлюблённое состояние, перестать критично относиться к себе и развиваться.
Фактор силы (С) - это самооценка волевых сторон сторон личности, как они осознаются самим испытуемым.
Низкие показатели оценки волевых сторон личности могут быть вызваны неврозом или в следствии пережитых бед и неудач, как результат депрессии, нервно-психического истощения и т.д. В некоторых случаях это может быть связано с синдромом жертвы, когда испытуемый хочет, чтобы его жалели, так как таким поведением испытуемый снимает с себя ответственность за собственные неудачи.
Фактор активности (А) — это самооценка коммуникативной стороны личности.
При слабом уровне испытуемые склоны к зависимости от внешних обстоятельств, потери самоконтроля. Испытуемые могут бояться ответственности, испытывать неуверенность в собственных сил, отказывают от борьбы за правду, свои интересы, если что-то не получается или кто-то противостоит.
Низкие показатели самооценки свидетельствуют о том, что испытуемые замкнуты в себе и стремятся к уединению (черты интроверсии). Испытуемые предпочитают спокойную деятельность, без коммуникативной нагрузки. В благоприятных условиях могут оживлённо вести общение, контактировать с другими людьми, а в случае негативных ситуаций или неврозов, уходят в себя от проблем
Процедура исследования:
1. Испытуемому предлагается оценить себя по предложенным качествам в соответствии с дифференцированной шкалой.
2. Зачитывается инструкция: «Выберите знак того или иного качества, и определите степень его проявления у себя:
· 3 – проявляется очень сильно и очень часто;
· 2 – выражено достаточно заметно и часто встречается;
· 1 – проявляется иногда и слабо;
· 0 – трудно сказать, есть и то, и другое.
3. Подсчитываются баллы по каждому фактору: Оценки, Силы, Активности.
4. Полученные результаты интерпретируются согласно следующей шкале:
· 17 - 21 – высокий уровень;
· 8 - 16 – средний уровень;
· 7 и менее – низкий уровень.
Стимульный материал:
Результаты заносят в таблицу:
Фактор |
Пара характеристик |
Оценка испытуемого |
|||
К примеру: +3, -1, 0. |
|||||
О |
Обаятельный |
+ |
- |
Непривлекательный |
|
С |
Слабый |
- |
+ |
Сильный |
|
А |
Разговорчивый |
+ |
- |
Молчаливый |
|
О |
Безответственный |
- |
+ |
Добросовестный |
|
С |
Упрямый |
+ |
- |
Уступчивый |
|
А |
Замкнутый |
- |
+ |
Открытый |
|
О |
Добрый |
+ |
- |
Эгоистичный |
|
С |
Зависимый |
- |
+ |
Независимый |
|
А |
Деятельный |
+ |
- |
Пассивный |
|
О |
Черствый |
- |
+ |
Отзывчивый |
|
С |
Решительный |
+ |
- |
Нерешительный |
|
А |
Вялый |
- |
+ |
Энергичный |
|
О |
Справедливый |
+ |
- |
Несправедливый |
|
С |
Расслабленный |
- |
+ |
Напряженный |
|
А |
Суетливый |
+ |
- |
Спокойный |
|
О |
Враждебный |
- |
+ |
Дружелюбный |
|
С |
Уверенный |
+ |
- |
Неуверенный |
|
А |
Нелюдимый |
- |
+ |
Общительный |
|
О |
Честный |
+ |
- |
Неискренний |
|
С |
Несамостоятельный |
- |
+ |
Самостоятельный |
|
А |
Раздражительный |
+ |
- |
Невозмутимый |
Согласно поставленным оценкам производится подсчёт результатов и проводится интерпретация.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
По сути методика определяет не просто самооценку человека, а самооценку самооценки.