Автором произведён синтез двух известныз методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста "Красный дом, чёрный дом". Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.
Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
Обычно данный тест используется в том случае, если ребёнок ещё плохо рисует или не любит рисовать. Тест проводится с ребёном индивидуально.
Инструкция по проведению: психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): чёрного и красного цвета (возможен вариант предъявления листа с нарисованными домами).
Инструкция для ребёнка: "В красный и чёрный дом надо расселить страхи. В каком доме (красном или чёрном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду называть страх, а ты будешь показывать в какой дом его поселить (номера страхов записываются внутри дома)".
После выполнения ребёнку предлагается закрыть страшный дом на замок, который он может сам нарисовать, или заштриховать страхи, чтобы они сидели в домике и больше никого не пугали (тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи).
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидвя ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребёнок, следует только время от времени. Тем самым избегая наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицание всех страхов просят давать развёрнутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребёнка, переодически подбадривая и хваля за то, что он говорит всё как есть. Лучше, чтобы врослый перечислял страхи по памяти, иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
Ответы ребёнка объединяются в несколько групп по видам страхов:
Если ребёнок в трёх случаях из четырёх-пяти даёт утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Экспериментатор подсчитывает страхи в чёрном доме и сравнивает их с возрастными нормами (по полу и возрасту).
Возраст | Число страхов у мальчиков | Число страхов у девочек |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 (дошкольник) | 9 | 12 |
7 (школьник) | 6 | 9 |
8 (школьник) | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребёнка - это показатель преневротического состояния.