Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Автором произведён синтез двух известныз методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста "Красный дом, чёрный дом". Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

Обычно данный тест используется в том случае, если ребёнок ещё плохо рисует или не любит рисовать. Тест проводится с ребёном индивидуально.

Инструкция по проведению: психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): чёрного и красного цвета (возможен вариант предъявления листа с нарисованными домами).

Инструкция для ребёнка: "В красный и чёрный дом надо расселить страхи. В каком доме (красном или чёрном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду называть страх, а ты будешь показывать в какой дом его поселить (номера страхов записываются внутри дома)".

  1. Страх, когда остаёшься дома один.
  2. Страх нападения, бандитов.
  3. Страх заболеть, заразиться.
  4. Страх умереть.
  5. Страх того, что умрут твои родители.
  6. Бояться каких-то людей.
  7. Бояться маму или папу.
  8. Страх наказания.
  9. Страх Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ.
  10.  Страх опоздать в детский сад.
  11. Страх перед тем, как заснуть.
  12. Боязнь страшных снов.
  13. Страх темноты.
  14. Страх волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных).
  15. Страх машин, поездов, самолётов (страхи транспорта).
  16. Страх бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии).
  17. Страх, когда очень высоко (страх высоты).
  18. Страх, когда очень глубоко (страх глубины).
  19. Страх находиться в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства).
  20. Страх воды.
  21. Страх огня.
  22. Страх пожара.
  23. Страх войны.
  24. Страх находиться на больших улицах, площадях.
  25. Бояться враче (кроме зубных).
  26. Страх крови (икогда идёт кровь).
  27. Страх уколов.
  28. Страх боли.(когда больно).
  29. Бояться неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет.
  30. Страх ошибиться, сделать что-то неправильно.
  31. Страх не успеть.

После выполнения ребёнку предлагается закрыть страшный дом на замок, который он может сам нарисовать, или заштриховать страхи, чтобы они сидели в домике и больше никого не пугали (тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи).

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидвя ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребёнок, следует только время от времени. Тем самым избегая наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицание всех страхов просят давать развёрнутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребёнка, переодически подбадривая и хваля за то, что он говорит всё как есть. Лучше, чтобы врослый перечислял страхи по памяти, иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. 

Ответы ребёнка объединяются в несколько групп по видам страхов:

  • медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • боязнь животных;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий;
  • одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Если ребёнок в трёх случаях из четырёх-пяти даёт утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Экспериментатор подсчитывает страхи в чёрном доме и сравнивает их с возрастными нормами (по полу и возрасту).

Возрастные нормы страхов у дошкольников (по А. И. Захарову)

Возраст  Число страхов у мальчиков  Число страхов у девочек 
 3 9 7
 4
 5 8 11 
 6 9 11
 7 (дошкольник) 9 12
 7 (школьник) 6 9
 8 (школьник) 6 9
 9 7 10
 10 7 10
 11 8 11
 12 7 8
 13 8 9
 14 6 9
 15 6 7

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребёнка - это показатель преневротического состояния.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна