Главная Методики и техники Экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина)
При использовании графического способа регистрации используются стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника.Порядок простановки точек для правой руки по часовой стрелке; поле №4 должно располагаться под полем №3.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:
((X2-X1) + (X3-X1) + (X4-X1) + (X5-X1) + (X6-X1)) / X1, полученное число умножить на 100%.
Х1 – сумма постукиваний в первом, Х2 – сумма постукиваний во втором отрезке и т.д.
Чем выше КСНС (коэффициент силы нервной системы), тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее.
Сильная нервная система имеет коэффициент КСНС со знаком «+»; слабая нервная система - со знаком «−».
Интерпретация результатов:
КСНС более 26– высокая выраженность силы или слабости нервной системы;
17-26 – средняя выраженность;
6-17 – слабая выраженность;
0-6 – средняя нервная система.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов.
А — выпуклого типа;·Б — ровного типа, В — промежуточного и вогнутого типов,·Г — нисходящего типа.·Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.
Теппинг–тест в течение рабочего дня (утром и вечером):
Нервную систему можно характеризовать, как слабую. К вечеру продуктивность уменьшается, сил становится меньше.
Теппинг-тест в течение рабочей недели (ежедневно, примерно в одно время). Расчёт средних показателей по каждому рабочему дню:
Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше — медленный темп.
25-30 точек — нормальный средний темп работы.
30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.