Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Проблема: Почему одни старшеклассники учатся легко и успешно, а другим учеба дается с трудом? Ученые предположили, что дело не просто в усердии, а в развитии определенных интеллектуальных навыков, которые лежат в основе эффективного обучения.

Цель исследования: Выяснить, какие именно мыслительные способности являются главным предсказателем школьной успеваемости у подростков 15-17 лет.

Что изучали?
Исследователи протестировали 110 старшеклассников, чтобы оценить разные стороны их интеллекта:

  1. Семантические способности: Умение придумывать значения и описания для абстрактных изображений (развитое воображение).
    • Пример: подростку показывают кляксу или абстрактную фигуру. Он может сказать: «Это похоже на летучую мышь в полете» или описать ее как «нечто стремительное, угрожающее и темное». Это показывает богатство его ассоциаций и образного мышления.
  2. Категориальные способности: Умение находить общую категорию для, казалось бы, разных слов.
    • Пример: что общего у слов «берлога», «нора», «муравейник» и «гнездо»? Правильный ответ — «жилище животного». Этот навык позволяет видеть суть, отбрасывая второстепенные детали, и структурировать информацию.
  3. Концептуальные способности: Умение находить глубокие и неочевидные связи между несвязанными понятиями и создавать сложные смыслы.
    • Пример: задание — найти связь между словами «ракушка», «скрепка» и «термометр». Простой ответ: «Они лежат на столе». Концептуально развитый человек может сказать: «Спиральная форма ракушки повторяет изгибы скрепки, а если ракушку (карбонат кальция) сильно нагреть, можно получить известь, которая используется в производстве стекла для термометров». Это умение строить новые логические мосты.
  4. Психометрический интеллект: Логическое мышление, измеряемое с помощью известного теста Равена.
    • Пример: задания, где нужно найти недостающий элемент в сложном геометрическом паттерне, уловив логику его изменения. Это «чистая» логика без опоры на слова или знания, умение выявлять правила и закономерности.
  5. Школьная успеваемость: Средний балл по всем предметам.

Главный результат: Победил один навык
С помощью статистического моделирования было установлено, что только один показатель с точностью 99% предсказывает успеваемость подростка. Этим показателем оказались категориальные способности.

Что это значит на практике?
Умение обобщать, классифицировать информацию и подводить частные случаи под общее правило — это фундамент успешного обучения в старших классах. Именно этот навык позволяет:

  • Структурировать информацию из учебников.
  • Понимать общие принципы, а не просто заучивать факты.
  • Эффективно готовиться к экзаменам.

Неожиданный вывод: Дисбаланс в развитии
Исследование выявило тревожную тенденцию. Оказалось, что другие важные способности — такие как концептуальное мышление (глубокие связи) и семантическое (образность) — не влияют напрямую на школьные оценки. Это говорит о том, что современная система образования "вознаграждает" в первую очередь умение оперировать категориями, но при этом не развивает в полной мере другие интеллектуальные ресурсы подростков.

Почему это важно?
Получается, что школьные оценки отражают лишь часть интеллектуального потенциала ученика. Подросток может иметь богатое воображение и уметь находить нестандартные связи (что важно для творчества и науки), но это не будет влиять на его средний балл. Система готовит "репродуктивных" учеников, сильных в классификации, но не обязательно в создании нового.

Основные выводы

  1. Ключ к успеваемости — это категориальное мышление. Если вы хотите улучшить оценки, стоит развивать именно умение обобщать и находить общие категории.
  2. Школьный балл — не показатель ума. Он показывает лишь одну, хоть и важную, грань интеллектуального развития — умение работать с категориями.
  3. Существует "интеллектуальный перекос". Современные школьники могут быть сильны в одном виде мышления, но испытывать дефицит в других, не менее важных для жизни в XXI веке (креативность, гибкость, глубокое понимание).
  4. Нужен комплексный подход. Для полноценного развития детям важно работать не только с категориями, но и развивать воображение, умение видеть скрытые связи и мыслить нестандартно.

Главный итог: Система образования эффективно тренирует конкретный навык — категориальное мышление, которое и определяет успех в учебе. Однако для гармоничного развития личности важно выходить за эти рамки и целенаправленно развивать у подростков все многообразие интеллектуальных способностей.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Сиповская Яна Ивановна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДИКТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Russian Journal of Education and Psychology. 2025. №3. 

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна