Главная
Психологические исследования
Как формируется мораль у подростков и молодёжи: неожиданные выводы исследования


Подростковый и юношеский возраст — это время, когда человек уже понимает основные моральные нормы, но не всегда готов их принимать и следовать им. Это период внутренних противоречий: с одной стороны, бунтарство и негативизм, с другой — незрелость моральных суждений. Именно в этом возрасте могут закрепляться искажённые представления о добре и зле, что в будущем может привести к серьёзным нарушениям поведения.
Как изучали моральное сознание?
В исследовании участвовали 306 человек, разделённых на две возрастные группы:
Также участников разделили по месту жительства: жители Москвы и регионов России.
Основным инструментом стали моральные дилеммы Лоуренса Колберга.
Что такое моральная дилемма?
Это не выбор между очевидно «плохим» и «хорошим». Это ситуация, где любой выбор сопряжён с нарушением одних норм ради соблюдения других. Классический пример — дилемма Хайнца:
Женщина умирает от рака. Есть лекарство, которое может её спасти, но фармацевт продаёт его по завышенной цене. Муж женщины, Хайнц, собрал только половину суммы. Фармацевт отказался помочь. Тогда Хайнц ночью пробирается в аптеку и крадёт лекарство.
Вопрос: Правильно ли поступил Хайнц?
Ценность метода — не в ответе «да» или «нет», а в обосновании вывода. Именно рассуждение человека показывает уровень его морального сознания.
Уровни морального сознания по Колбергу (на примере дилеммы Хайнца):
В исследовании использовались дилеммы, основанные на универсальных принципах: жизнь, свобода, закон, справедливость, правда.
1. Возраст имеет значение, но не так, как ожидалось
Проще говоря: Подросток бунтует и заявляет «я сам решаю, что хорошо, а что плохо», а юноша или девушка начинают ценить общественное мнение и стабильность правил.
2. Мегаполис vs Регион: среда влияет на мораль
Почему так? Среда крупного мегаполиса поощряет самостоятельность и индивидуализм, что может приводить как к социальному инфантилизму («мне всё можно»), так и к раннему формированию личных принципов. В регионах традиционно сильнее влияние общественного мнения и коллективной ответственности.
3. Моральные дилеммы — не идеальный инструмент
Исследование показало, что метод Колберга имеет ограничения. Многие молодые люди не всегда правильно понимают скрытый конфликт в предложенных дилеммах. Их выбор может зависеть не столько от моральных принципов, сколько от интеллекта, эмоций или простого непонимания задачи.
Главный итог: Формирование морали — сложный и неравномерный процесс. Понимание его закономерностей помогает родителям и педагогам быть более терпимыми к подростковому максимализму и грамотно направлять молодых людей, помогая им стать не просто послушными, а по-настоящему нравственными личностями.
Чвякин Владимир Алексеевич, Козилова Лидия Васильевна. Оценка морального сознания молодежи // Педагогика и просвещение. 2025. №1.