Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Подростковый и юношеский возраст — это время, когда человек уже понимает основные моральные нормы, но не всегда готов их принимать и следовать им. Это период внутренних противоречий: с одной стороны, бунтарство и негативизм, с другой — незрелость моральных суждений. Именно в этом возрасте могут закрепляться искажённые представления о добре и зле, что в будущем может привести к серьёзным нарушениям поведения.

Как изучали моральное сознание?
В исследовании участвовали 306 человек, разделённых на две возрастные группы:

  • Подростки 13-14 лет (112 человек)
  • Юноши и девушки 17-18 лет (194 человек)

Также участников разделили по месту жительства: жители Москвы и регионов России.

Основным инструментом стали моральные дилеммы Лоуренса Колберга.

Что такое моральная дилемма?
Это не выбор между очевидно «плохим» и «хорошим». Это ситуация, где любой выбор сопряжён с нарушением одних норм ради соблюдения других. Классический пример — дилемма Хайнца:

Женщина умирает от рака. Есть лекарство, которое может её спасти, но фармацевт продаёт его по завышенной цене. Муж женщины, Хайнц, собрал только половину суммы. Фармацевт отказался помочь. Тогда Хайнц ночью пробирается в аптеку и крадёт лекарство.

Вопрос: Правильно ли поступил Хайнц?

  • Если да: он нарушил закон (плохо), но спас жизнь человека (хорошо).
  • Если нет: он соблюл закон (хорошо), но допустил смерть жены (плохо).

Ценность метода — не в ответе «да» или «нет», а в обосновании вывода. Именно рассуждение человека показывает уровень его морального сознания.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Уровни морального сознания по Колбергу (на примере дилеммы Хайнца):

  1. Доконвенциональный («Детский»): «Красть нельзя — посадят в тюрьму» (страх наказания) или «Нужно украсть — жена ему пригодится» (личная выгода).
  2. Конвенциональный («Общественный»): «Красть нельзя, закон един для всех» (ориентация на правила) или «Он должен был украсть — хороший муж так поступит» (ожидания общества).
  3. Постконвенциональный («Личный»): «Жизнь — высшая ценность. Закон, не учитывающий это в безвыходной ситуации, несправедлив. Хайнц был прав» (внутренние этические принципы).

В исследовании использовались дилеммы, основанные на универсальных принципах: жизнь, свобода, закон, справедливость, правда.

Что выяснилось? Главные результаты

1. Возраст имеет значение, но не так, как ожидалось

  • У подростков (13-14 лет) неожиданно часто (20% случаев) встречался постконвенциональный уровень. Это можно объяснить подростковым негативизмом и стремлением отвергать любые «навязанные» правила, отстаивая своё мнение.
  • К юношескому возрасту (17-18 лет) картина меняется: процент «взрослого» постконвенционального уровня снижается (до 14%), а доля конвенционального — значительно вырастает (до 32%). Это говорит о естественном взрослении и понимании важности социальных норм для жизни в обществе.

Проще говоря: Подросток бунтует и заявляет «я сам решаю, что хорошо, а что плохо», а юноша или девушка начинают ценить общественное мнение и стабильность правил.

2. Мегаполис vs Регион: среда влияет на мораль

  • Московская молодёжь чаще демонстрирует крайние уровни морали: выше показатели как инфантильного доконвенционального (14%), так и самостоятельного постконвенционального (20%).
  • Сверстники из регионов показывают большую устойчивость: у них гораздо выше процент здорового конвенционального уровня (28%) и ниже — инфантильного (7%).

Почему так? Среда крупного мегаполиса поощряет самостоятельность и индивидуализм, что может приводить как к социальному инфантилизму («мне всё можно»), так и к раннему формированию личных принципов. В регионах традиционно сильнее влияние общественного мнения и коллективной ответственности.

3. Моральные дилеммы — не идеальный инструмент
Исследование показало, что метод Колберга имеет ограничения. Многие молодые люди не всегда правильно понимают скрытый конфликт в предложенных дилеммах. Их выбор может зависеть не столько от моральных принципов, сколько от интеллекта, эмоций или простого непонимания задачи.

Основные выводы

  1. Мораль динамична. Её развитие в подростковом возрасте — это не прямая линия, а зигзаг. Период бунтарства и отрицания норм может быть естественным этапом на пути к более зрелому принятию социальных правил.
  2. Среда влияет на ценности. Жизнь в мегаполисе способствует большей индивидуальности в моральных суждениях (как в лучшую, так и в худшую сторону), в то время как региональная среда воспитывает ориентацию на коллектив.
  3. Важен баланс. В воспитании стоит избегать двух крайностей: категоричного навязывания норм («делай так, потому что я сказал») и полного попустительства. Цель — помочь молодому человеку не просто подчиняться правилам, а понять их смысл и научиться принимать взвешенные моральные решения самостоятельно.

Главный итог: Формирование морали — сложный и неравномерный процесс. Понимание его закономерностей помогает родителям и педагогам быть более терпимыми к подростковому максимализму и грамотно направлять молодых людей, помогая им стать не просто послушными, а по-настоящему нравственными личностями.

Чвякин Владимир Алексеевич, Козилова Лидия Васильевна. Оценка морального сознания молодежи // Педагогика и просвещение. 2025. №1.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна