Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Москва, Троицк. Психолог очно и онлайн

Апраксия – патология высшей регуляции движений – нарушение произвольных целенаправленных действий, не связанное с элементарными двигательными расстройствами, грубыми нарушениями мышечного тонуса и тремора.

Апраксия – это нарушение именно произвольных, целенаправленных действий, т.е. когда человек потенциально способность двигать руками и ногами сохранна, но при этом страдает способность к самообслуживанию (в сложных случаях человек не может сам поесть, не может писать и рисовать и так далее).

Зачастую, люди с данным заболеванием не очень понимают, как же так происходит. Например, при инсульте может отказать одна сторона тела. В итоге, человеку становится затруднительно самому себя обслуживать. Родственники больного начинают за ним ухаживать несмотря на то, что второй рукой человек может сам кушать или делать другие действия. Но данная чрезмерная забота сводит к нулю реабилитационную возможность организма, в следствие чего восстановление функций организма затягивается или вовсе не происходит.

Существует две основные классификации апраксии

По Х. Липманну (зарубежная классификация):

  • кинетическая;
  • идеомоторная;
  • идеаторная.

По А.Р. Лурии (отечественная классификация):

  • кинетическая;
  • кинестетическая;
  • пространственная;
  • регуляторная.

Повреждённые зоны мозга при апраксии

Пространственная апраксия

Пространственные нарушения (нарушение пространственных представлений) – синдром, который характеризуется нарушением ориентировки в пространстве, ориентации движений и действий, восприятия объемных объектов, а также нарушением квазипространственных представлений.

Пространственная апраксия примеры

При левополушарном нарушение помимо пространственных нарушений так же могут присутствовать речевые нарушения (семантическая афазия) и нарушения функций счёта, а при правополушарном нарушение таких дополнительных нарушений как правило не бывает.

Одностороннее зрительно-пространственное игнорирование (синдром неглекта)

Синдром неглекта (синдром одностороннего зрительно-пространственного игнорирования; гемипространственное игнорирование) – синдром, при котором больной не реагирует на стимулы, предъявляемые в половине пространства, противоположной пораженной области.

Чаще всего проявляется при поражения правого полушария, в следствие чего человек не замечает, что происходит слева от него. Но в тоже время именно функция зрения сохранна.

Синдром неглекта примеры

Человек может писать всё с правой стороны листа и совершенно не использовать левую сторону, либо рисовать по середине листа, но прорисовывать только правую половину рисуемого объекта.

Регуляторные нарушения

Регуляторные нарушения (нарушение управляющих функций, «лобный» синдром) – нарушение функций, обеспечиваемых префронтальными отделами лобных долей мозга, связанных с программированием, регуляцией и контролем психической деятельности.

Префронтальные конвекситальные синдромы («лобные» синдромы):

  • нарушение произвольной регуляции поведения;
  • нарушение «внутреннего плана» деятельности;
  • поведенческие штампы;
  • регуляторная апраксия (нарушение речевого опосредования движений);
  • системные персеверации;
  • нарушения гностической, мнестической и интеллектуальной деятельности по регуляторному типу;
  • оскудение, уплощение эмоциональной сферы;
  • снижение критичности;
  • изменения эмоций по знаку, интенсивности.

Синдромы поражения медиабазальных отделов лобных долей:

  • Нарушения сознания (некоторая спутанность, конфабуляции, нарушения ориентировки в месте, часто во времени)
  • Мнестические нарушения (модально-неспецифические нарушения памяти, в большей степени кратковременной). Сочетаются с дефектами селективности, избирательности семантических связей, что приводит к расстройствам «семантической памяти».
  • Нарушения внимания (модально-неспецифические нарушения). В большей степени
  • страдают механизмы произвольного внимания; обращение к произвольному уровню регуляции функций не дает компенсирующего эффекта.
  • Нарушения в эмоциональной сфере (аффективность, вспыльчивость и др.). Характерны вспыльчивость, несдержанность и одновременно с этим эмоциональное оскудение,
  • бедность эмоций. Эти особенности эмоциональной сферы не осознаются больными, они к ним некритичны.
  • Выраженные личностные нарушения (некритичность, потеря профессиональных интересов, привязанности к близким и др.).

Нарушение внимания

1 блок. Модально-неспецифические нарушения внимания (страдает непроизвольное внимание). Человек может сконцентрироваться, но ему тяжело.

2 блок. Модально-специфические нарушения внимания (игнорирования). Человек может игнорировать определенную сторону пространства или своего тела.

3 блок. Модально-неспецифические нарушения внимания (страдает произвольное внимание). Человек не может произвольно сосредоточиться несмотря на то, что все анализаторы работают нормально.

Нарушения памяти

1 блок. Модально-неспецифические нарушения памяти. Мозгу не хватает ресурсов на запись информации.

2 блок. Модально-специфические нарушения памяти. Нарушение памяти определённой модальности: зрительной, слуховой, тактильной или двигательной.

3 блок. Псевдоамнезии при «лобном» синдроме. Человек не концентрируется, чтобы произвольно что-то запомнить. Память работает только непроизвольно.

Нарушения мышления

1 блок. Общая истощаемость, тугоподвижность мыслительной деятельности.

2 блок. Нарушения модально-специфических компонентов мышления (нарушение отдельных умственных действий). Нарушение динамической организации мыслительной деятельности.

3 блок. Нарушение программирования и контроля за мыслительной деятельностью, активации мыслительной деятельности. Человек не может думать произвольно.

Добавить комментарий


Не молчи | Псхологическая помощь 89037113822
Рейтинг: 5 / 5 Апраксии: классификация, описание и примеры
Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна