Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Деменция обусловлена более поздним (после 2,5 - 3 лет) патологическим взаимодействием на мозг ребёнка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировались.
Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступление в школу. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (недостаточности стимулов, ранней депревации, плохого ухода и т.п.), задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться. Поэтому диагно ЗПР правомерен лишь временно, до тех пор, пока либо произойдёт выравнивание функций, либо проявит себя определенной симптоматикой синдром слабоумия, частичного или полного недоразвития.
Наиболее типичным проявлением СДВГ считаются расстройства внимания и гиперактивность.
Аутизм - сложное психиатрическое заболевание, развивающееся в раннем детстве, чаще всего в первые три года жизни, но симптоматика сохраняется на протяжение всей жизни. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением.
Заболевание или повреждение |
Причина |
Нейропсихологическая характеристика |
Умственная отсталость |
Причины умственной отсталости можно разделить на две группы: эндогенные, обусловленные, как правило, генетическими факторами; экзогенные, среди которых отравления, инфекции, травмы и так далее. |
Крайняя замедленность в становление высших психических функций. На первом году жизни отмечается вялость, недоразвитие моторных функций. В 2-3 года: выраженные психомоторные расстройства, выражающиеся в вялости или психомоторной расторможенности, а также недоразвитие речи и познавательных функций. В 3-7 лет: позднее развитие речи, затруднения в формирование навыков самостоятельности; доминирует недоразвитие абстрактного мышления. В старшем подростковом возрасте на первый план выступает незрелость личности, некритичности, неспособность самостоятельно решать житейские ситуации. В лёгких случаях обычно регистрируются только функциональные изменения со стороны работы церебральных структур. В грубых случаях позднее развитие мозга по весу, уменьшенная площадь коры, особенно лобных отделов, неразвитость рисунка борозд и извилин. Возможны дефекты черепа. Психическое недоразвитие несёт тотальный характер, охватывая: сенсорику, моторику, память, внимание, интеллект, эмоции и личность в целом. Именно тотальность является определяющей характеристикой умственной отсталости. Нейропсихологическая картина несформированности высших психических функций: интеллектуальные нарушения, пространственные дефекты, симптомы слабости нейродинамики протекания психических функций. Именно недостаточность высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие других высших психических функций. |
Деменция |
Позднее (2,5 – 3 года) воздействие на мозг ребёнка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировались, и признаки повреждения проявляются в их недостаточности. Резидуальная деменция: остаточные поражения мозга в следствие травмы, инфекции, интоксикации, инфекции. Прогрессирующая деменция: следствие хронически протекающего менингита, менингоэнцефалита, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и т.д. Один из вариантов повреждённого развития – деменция в следствие ревматических заболеваний у детей. |
Отличается парциальностью расстройств. Нарушение гнозиса, праксиса, а также регуляции поведения. Выпадение отдельных частных корковых функций. Эмоциональные расстройства. Разнообразные интеллектуальные, эмоционально-волевые и личностные нарушения. Нередко приводит к грубым регрессам интеллекта и поведения. |
Задержки речевого и психического развития |
Социальные: недостаточность стимулов, ранняя депривация, плохой уход. Биологические: нарушение функционирования частично повреждённых конкретных структур мозга или структур, связанных с ними функционально. |
Психофизический инфантилизм: нарушений динамики умственной работоспособности. Снижение объёма памяти и внимания в следствие недостаточной мотивации. Соматогенная форма ЗПР: снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объёма памяти в зрительной и слуховой модальности. Психогенная форма: возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов. ЗПР церебрально-органического генеза: нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объёма внимания. Снижение объёма памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитие отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса. |
СДВГ |
Причины и патогенез развития не выявлены окончательно. Существует три главных гипотезы: - раннее органическое поражение ЦНС; - социальное влияние; - генетические факторы риска. Существует гипотеза о возможной генетически детерминированной взаимосвязи нейромедиаторных нарушений в головном мозге. В результате органического поражения ЦНС нервная система запаздывает темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне. Основным патогенетическом механизмом СДВГ можно считать нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, отвечающих за внимание, целенаправленность и самоконтроль поведения. Роль социальных причин с возрастом увеличивается, а биологических уменьшается. |
Расстройства внимания: отвлекаемость, трудности сосредоточения. Гиперактивность: чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетание со слабым контролем побуждений. |
Ранний детский аутизм |
Рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и т.д. |
Три нейропсихологические теории аутизма: 1. Регуляторная дисфункция. Нарушение планирования, переработки информации в кратковременной памяти, переключения, подвижности мышления, способности решать нетипичные проблемные задачи, не избирательность реакций. Нарушения программирования и контроля. Основной симптом: социальная дезадаптация, а также снижение оперативной памяти, способность использовать внутреннюю речь для регуляции собственной деятельности. 2. Ослабление центрального связывания. Разрушение гештальтов, фрагментарность интересов. Неодинаковая степень нарушения различных психических функций, что дало название феномену – «островки выдающихся способностей». 3. Лимбическая дисфункция. Снижение способности к отсроченному воспроизведению, но скорее, в основе слабой памяти лежат трудности организации материала при запоминании. |
Нарушения слуха и зрения |
Врождённые нарушения зрительного и слухового восприятия возникают как при повреждение соответствующего анализатора, так и при несформированности связей периферических и центральных звеньев анализатора в первые недели жизни младенца. Причиной этому может быть задержка развития одного из звеньев анализатора во внутриутробном периоде, и в результате сигналы от периферического звена анализатора не поступают в кору, не осознаются, и ребёнок остаётся незрячим или неслышащим. |
Нарушения восприятия даже по какому-то одному каналу могут вызвать обеднение мозга к отражению. Глухота и тугоухость сопровождаются изменением чёткости речи. Письмо чтение превалируют над устрой речью, экспрессивная речь над импрессивной. Слепота приводит к нарушениям связи образа и слова. |