Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

В результате исследования мы выявляли взаимосвязь эмоционального благополучия студентов-психологов с личностными особенностями.

В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 20 студентов вуза - женщины, получающие второе высшее образование - психолога. Возраст респондентов 29-46 лет.

В данном исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Проективная методика «Цветовой тест (8ЦТ)», М. Люшер, в адаптации Л.Н.Собчик.
2. Личностный тест «Большая пятерка (Big five)», Р. Мак-Крае и П. Коста.

Мы провели статистическую обработку данных с применением корреляционного анализа Пирсона.

Проанализировав результаты исследования, мы выявили следующее:

1. 30% испытуемых обладают положительным эмоциональным фоном, по 35% испытуемых — оптимальным и отрицательным. Соответственно, 65% испытуемых являются эмоционально благополучными личностями, а 35% эмоционально неблагополучными.
2. По фактору «экстраверсия» у 40% испытуемых были выявлены высокие показатели, 35% - средние, 25% - низкие. По фактору «привязанность» у 80% испытуемых были выявлены высокие показатели, 20% - средние, 0% - низкие. По фактору «самоконтроль» у 45% испытуемых были выявлены высокие показатели, 25% - средние, 15% - низкие.

По фактору «эмоциональная нестабильность» у 70% испытуемых были выявлены высокие показатели, 25% - средние, 5% - низкие. По фактору «экспрессивность» у 95% испытуемых были выявлены высокие показатели, 5% - средние, 0% - низкие.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Распределение по преобладающему эмоциональному фону

В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что эмоциональное благополучие не связано с личностными факторами.

Наша гипотеза о взаимосвязи эмоционального благополучия студентов с их личностными особенностями не подтвердилась. Это позволяет утверждать, что вне зависимости от личностных особенностей, любой человек может быть эмоционально благополучен.

ВЫВОДЫ

Рассмотрев различные понятия эмоционального благополучия, мы выявили, что эмоциональное благополучие — это собственная эмоциональная оценка человеком его жизни, основанная на положительной направленности эмоционального самочувствия и способности контролировать переживаемые им эмоции.

Установлено, что структура эмоционального благополучия включает в себя чувство счастья и удовлетворённости жизнью.

Согласно различным концепциям, факторами формирования эмоционального благополучия являются:

• социально-психологические факторы: снижение самооценки, потеря устойчивого положения в обществе, рост психологического напряжения в семье, эмоциональная зрелость;
• особенности протекания раннего периода развития личности и соматическими патологии;
• физическое здоровье, которое тесно связано с психологическим и эмоциональным здоровьем.

В ходе эмпирического исследования были определены показатели эмоционального благополучия личности (проективная методика «Цветовой тест (8ЦТ)», М. Люшер, в адаптации Л. Н. Собчик) и личностных факторов (личностный тест «Большая пятерка (Big five)», Р. Мак-Крае и П. Коста).

В результате установлены характеристики выборки:

• 65% испытуемых являются эмоционально благополучными личностями, а 35% эмоционально неблагополучными.
• По фактору «экстраверсия» у 40% испытуемых были выявлены высокие показатели, 35% - средние, 25% - низкие. По фактору «привязанность» у 80% испытуемых были выявлены высокие показатели, 20% - средние, 0% - низкие. По фактору «самоконтроль» у 45% испытуемых были выявлены высокие показатели, 25% - средние, 15% - низкие.

По фактору «эмоциональная нестабильность» у 70% испытуемых были выявлены высокие показатели, 25% - средние, 5% - низкие. По фактору «экспрессивность» у 95% испытуемых были выявлены высокие показатели, 5% - средние, 0% - низкие.

В результате корреляционного анализа наша гипотеза о взаимосвязи эмоционального благополучия студентов с личностными особенностями не подтвердилась. Таким образом, это позволяет утверждать, что вне зависимости от личностных особенностей каждый человек может быть эмоционально благополучным.

Так же, нами были подготовлены рекомендации по работе с эмоциональным благополучием личности, целью которых является как формирование и поддержание эмоционального благополучия, так и развитие эмоциональной сферы жизнедеятельности, включающие в себя психоаналитическую помощь, физические тренировки и социально-культурный досуг.

Рекомендации по формированию эмоционального благополучия личности

С целью повышения уровня эмоционального благополучия можно предложить ряд рекомендаций.

Э. Джекобсон утверждал, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение соответствующей группы мышц. Так, например, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры, страх - спазмом мышц артикуляции и фонации. Его методика (ПМР) основана на том, что после сильного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется. Поэтому рекомендуется максимально напрягать каждую мышцу в течение 5—10 секунд, а затем в течение 15—20 секунд концентрироваться на возникшем в ней чувстве расслабления.

Для длительной и постоянной поддержки эмоционального благополучия и борьбы со стрессом рекомендуется обратиться к аутогенным тренировкам И. Шульца (АТ). Данная тренировка состоит из 6 упражнений, которые помогут не только людям, страдающим от стрессов, но и здоровым людям, стремящимся расширить свои физические и психические возможности.

При длительных и постоянных проблемах в эмоциональной сфере жизнедеятельности рекомендуется обратиться к психотерапевтам, работающим в направление арт-терапии. Целью данного направление является то, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, страх, радость, гнев и так далее.

Не стоит забывать, что здоровый образ жизни и спорт благоприятно сказываются на эмоциональном самочувствие. Походы в театры — помогают обогатить эмоциональное разнообразие личности, а с помощью сублимации можно перенаправить негативные эмоциональные импульсы в творческую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение надо отметить, что феномен эмоционального благополучия не до конца изучен в научных теориях в силу трудности и масштабности явления, но в последнее время проявляется всё больший научный интерес к данному феномену.

Эмоциональное благополучие имеет огромную важность в жизнедеятельности человека, так как именно оно даёт человеку чувство счастья и удовлетворённости жизни. Именно благодаря эмоциональному благополучию человек может в полной мере ощутить все прелести жизни, что несомненно повысит не только уровень его счастья, но и продуктивность в творческой и научно-исследовательской деятельности.

Дальнейшее изучение эмоционального благополучия как психологического феномена позволит структурировать теоретические знания, полученные всеми исследователями, а новые эмпирические исследования с применением различных методик позволят более глубоко взглянуть на структуру эмоционального благополучия и его взаимосвязь с другими психологическими качествами личности.

Доскональное изучение феномена эмоционального благополучия поможет не только психотерапевтам, которые в своей работе часто сталкиваются с пациентами с нарушениями эмоциональной сферы жизнедеятельности, но и людям, которые хотят развить и обогатить свою эмоциональную жизнь.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна