В психологии нередко встречаются такие термины как «зависимость» и «аддикция». Эти термины всегда рассматривали с негативных сторон, понимая как вредные и разрушительные привычки. «Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, посредством изменения своего психического состояния» [10, с.291]. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, с помощью применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций». «Зависимость может рассматриваться как самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование» [2, c. 7].
В настоящее время количество аддиктивного поведения катастрофически увеличивается во всем мире, в том числе, и у нас в стране. Чтобы добиться желаемого и получить удовольствие, аддиктивная личность способна пойти на всё. Для достижения этих целей аддикт часто прибегает к обману. Человек не видит никаких преград, укрепляется защитная реакция, которая перетекает в агрессивное состояние. Аддиктивная личность уверена в том, что лечение ему не нужно, всячески отказывается признавать свою зависимость, в силу этого затрудняется помощь в лечении и усложняются социальные отношения.
Чтобы оказать помощь таким людям, необходимо вовремя распознать наличие зависимости, которая может выглядеть поначалу вполне безобидно.
Развитие аддиктивного поведения происходит незаметно. Сперва оно сопровождается обычным удовлетворением потребностей. Затем это постепенно перетекает в нарастающее поведение, которое личность не в силах контролировать, после чего наступает уже устоявшиеся аддиктивное поведение.
В целом В. Каган выделяет некий ряд регулярных этапов (на примере химических видов аддикций):
Первый этап. Заключается в знакомстве с веществом, которое зачастую навязывает компания. У человека возникает чарующий интерес, также важно учитывать влияние группового давления на индивида. Мотивация увеличивается к свойственной человеку потребности в изменении состояний сознания. При первых пробах следует учитывать возраст: чем он меньше, тем больше вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего появления болезни. Выбор средства на этом этапе не произволен и зависит от культурных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения.
Второй этап. Заключается в поиске различных веществ, которые человеку предстоит попробовать. Для одних важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания, для третьих — качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения. Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления. По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.
Третий этап. Заключается в переходе аддиктивного поведения в болезнь, которые формируются под влиянием некоторых факторов: Социальные - доступность некоторых наркотических веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции, неустойчивость общества и др. Социально-психологические - высокий уровень групповой тревоги, сокращение поддерживающих связей с семьей и другими позитивнозначимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление связей поколений. Биологические - природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля течения заболевания.
На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью [16, с. 70-71] .
Аддиктивная установка обязательно определяет объект зависимости как цель существования, а употребление как образ жизни. Вся остальная деятельность, окружение и интересы уходят на второстепенный план.
Зависимое поведение признается различными факторами влияния. К ним относятся: биологические, социальные и индивидуальные факторы. Рассмотрим подробно каждый из них.
Биологические факторы.
Под биологическими факторами понимаются индивидуальные для каждого способы реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Тогда обязательно учитывается генетическая предрасположенность к различным видам аддиктивного поведения, которые могут передаваться по наследству [1]. Биологическая предрасположенность к аддиктивному поведению может появиться в результате психических стрессов. При стрессе увеличивается активность эндорфиновых рецепторов, что приводит к появлению у человека чувства тревоги и беспокойного поведения. Высокую активность этих рецепторов легко уравновесить повышенным количеством алкоголя или наркотических веществ, что и становится причиной злоупотребления.
Социальные факторы.
Микросоциальные факторы – в первую очередь это: семья и школа. Обычно рассматривают социальные характеристики семьи, тип семейного воспитания, структуру семьи, отношения внутри семьи и личностные особенности родителей. Другую подгруппу составляют факторы социализации помимо семьи. Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Наличие аддиктивного поведения для подростка выступает как некий «пропуск» в подростковую субкультуру.
К макросоциальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, которые выпускают на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты зависимости. К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих подростков в потребление химических веществ. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности [5].
Индивидуальные факторы.
Провоцирующими факторами oтклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям [4].
Список литературы:
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости/ А.Е. Айвазова. – Спб: Речь, 2003. – 120 с.
2. Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография/ С.В. Березин. М.: МПА, 2001. – 191 c.
4. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска/ Н.В. Вострокнутов// Руководство для специалистов социальных практик. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 c.
5. Дмитриева Н., Левина Л. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности/ Н. Дмитриева, Л. Левина. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 188 c.
10. Короленко Ц., Дмитриева Н, Шпикс Т. Психология зависимости/ Ц. Короленко, Н. Дмитриева, Т. Шпикс. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2007. – 188 c.
16. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения учебно-методический комплекс/ Е. Б. Усова. - Минск: МИУ, 2010. – 180 с.