Среди множества различных психологических защит есть очень интересная и неоднозначная - реактивное образование. Это преобразование негативного чувства в позитивное, причём изначальное негативное чувство самим человеком не осознаётся.
"Прекрасная защита!", - подумаете вы. Но не все так однозначно. Да, любое наше отношение к чему-либо всегда амбивалентно. Мы можем радоваться с человеком и злиться на него. Можно уважать человека и презирать. Можно любить и завидовать. И эти противоположные полюса совершенно естественны и необходимы для искренности между людьми, но иногда один из этих полюсов кажется человеку неприемлимым. И тогда в силу вступает реактивное образование.
Приведём лёгкий пример, который очень часто встречается в жизни. Младшие дети всегда перехватывают часть внимания родителей от старших. И старшие дети могут завидовать и злиться, но когда это естественное чувство заблокировано по воспитательным причинам, то старший начинает проявлять ещё большую заботу о младшем. И в конце концов искренние детские объятия старшего станут слишком сильными для младшего, причиняющие ему боль.
Данная защита может быть и обратной. Главное, чтобы один из полюсов был заблокирован. К примеру, некоторые личности могут из-за страхов или травм подавлять своё чувство привязанности к другому человеку, перенося акцент на ненависть или отчуждение, тем самым уходя из опасной по их мнению ситуации.
Данная защита очень ситуативна и трудно диагностируема, так как пронизывает нашу личность тонкими еле заметными нитями, оберегая нас от глубинных потрясений. И тем не менее, очень важно осозновать её проявление и доставать заблокированные чувства.