Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Начинающий психолог-консультант может испытывать много тревог, связанных с тем, как пройдёт его первая консультация, сможет ли он справиться, не подвести. Семейное консультирование отличается от индивидуального тем, что внимание семейный психолог должен удерживать внимание одновременно к нескольким людям - это как семейные пары, так пары с детьми, а иногда даже с бабушками и дедушками.

Здесь мы собрали наиболее простые техники, которые используются в семейном консультировании и на которые может опираться как новичок, так и профессионал с большим опытом работы.

Циркулярное интервью

Циркулярное интервью (циркулярные вопросы) является основной и наиболее известной техникой в семейном консультировании. В отличие от других, стандартных, прямых вопросов, циркулярные вопросы задаются всей семья сразу, а каждому члену семьи поочереди, что лишает возможности кому-то одному взять инициативу на себя и отвечать за всю семью. У каждого члена семьи своя правда, и важно увидеть полную картину, рассмотреть проблему с разных сторон.

Благодаря ответам на эти вопросы семейный психолог может понять кого в семье больше всего волнует данная проблема, какие попытки уже предпринимались, чтобы решить её. К тому же, возможность высказаться получает каждый участник псхиотерапевтического процесса.

Циркулярные вопросы

Рассмотри подробнее, какие именно вопросы задаются в ходе циркулярного интервью.

1. С какими ожиданиями пришла семья? 

Один и тот же конфликт может содержать разные проблемы для каждого члена семьи. Например, мама хочет, чтобы сын больше внимания уделял учёбе, а папа считает, что в этом возрасте мальчику важнее заниматься спортом. Сам же ребёнок хочет рисовать, и не понимает чью сторону ему принять, с учётом того, что ни одна не соответствует его видению того, как должно быть.

Данный вопрос позволяет выявить, чего же именно хочет каждый из членов семьи.

2. Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?

Далеко не всегда семья обращается к психологу по доброй воле. Их мог направить к специалисту школьный психолог, социальный работник.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Данный вопрос позволяет выявить, являлось ли обращение за помощью самостоятельным решение, или же на проблему было указано из вне.

3. Как семья видит свою актуальную проблему? Какова ситуация в семье в настоящее время?

Данный вопрос позволяет понять, с чем именно мы имеем дело, у кого какие претензии, кто в чём конкретно испытывает дискомфорт, который и провоцирует конфликты.

4. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы их решений?

Зная это, мы уже не будем тратить время на рассмотрение каких-либо способов уже применялись, но не показали свою эффективность.

5. Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы?

Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне повдеения (что делал член семьи для решения текущей проблемы), на уровне мыслей (что член семьи думает по поводу текущей проблемы) и чувств (какие чувства и какие эмоции член семьи испытывает по отношению к текущей проблеме).

На этом этапе выявляется важнейший закон, главный способ взаимодействия семьи - циркулярность.

6. Какая система понимания проблемы и причин её возникновения существует в семье?

Опять же - у каждого члена семьи могут быть свои предположения, которые совершенно не сочетаются с предположениями других членов семьи.

Уже на этом этапе клиенты могут осознать, что они даже не думали о проблеме в том ключе, в котором видят её близкие. То, что они услышат у вас в кабинете, может быть абсолютно новым для них, что, соответственно, позволит взглянуть на проблему и причины её возникновения совершенно иначе.

7. Какие существуют ключевые триггерные ситуации.

В данном вопросе стоит выяснить, с чего именно начинается конфликт, какой шаг был сделан перед тем, как он возник. На что именно среагировала жена, что стало триггером для мужа, какое слово или действие заставило каждого члена семьи быть вовлечённым в ссору.

8. Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?

Данный вопрос задаётся для того, чтобы мотивировать семью на решение проблемы, потому что, как только мы зададим эти вопросы (что будет через месяц, год, если мы не решим проблему), каждый её член поймёт, что работать над проблемой необходимо. Отвечая на вопрос, как можно усугубить проблему, семья осознаёт те самые способы, которыми провоцирует проблему, и понимает, что к ним обращаться не следует, тогда как в быту они действуют на уровне чувств, не задумываясь о влиянии их слов и поступков на отношения в семье.

9. Какие положительные стороны есть у проблемы?

Данным вопросом мы помогает семье извлечь опыт из данной проблемы, увидеть, чему она их научила или чему может научить.

10. Вопросы о психологических ресурсах каждого.

На что каждый член семьи может опираться, что может его радовать? Это необходимо, что дать клиентам уверенность, что у них есть возможности справиться с проблемой.

11. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без неё.

Здесь мы подытоживаем то, о чём спрашивали ранее, когда выясняли как можно усугубить проблему (вопрос №8).

Но помимо этого необходимо определить и то, как может происходить развитие семьи, если проблемы не будет. Клиентам важно дать возможно представить эту ситуацию максимально подробно, с деталями, разрешить им дать волю фантазии. Что будет, если данная проблема вдруг исчезнет?

Моделирование этой ситуации направлено на мотивацию - из отрицательного устройства семьи в положительное.

12. Какой была бы жизнь семьи сегодня без проблемы, без симптомов.

Данный вопрос позволяет "перекинуть" мотивации из будущего в настоящее.

Техника "Незаконченные предложения"

Выбираются два члена семьи, отношения между которыми заслуживают исследования. Мы просим их сесть друг напротив друга и поочереди заканчивать незавершённые предложения:

"Мне нравится, что ты..."

"Я расстраиваюсь, когда..."

"Я злюсь, когда..."

"Я благодарен тебе за..."

"Мы могли бы по-другому..."

Техника "Незаконченные предложения" - Вариант 2

Данный вариант предназначен для консультирования ребёнка и родителя, но её можно адаптировать и для супругов, и для консультирования пар. И ребёнку, и родителю мы даём по два листа бумаги.

Пример инструкции для мамы и ребёнка

Перед вами два задания.

Первое из них - для ________ (имя ребёнка), второе - для ________ (мамы, папы или другого значимого взрослого).

Ваша задача - продолжить эти предложения.

Для ребёнка: Сначала ты продолжаешь предложения относительно себя, а дальше тебе нужно будет предположить, как ответит на вопросы твоя мама и записать эти ответы.

Предложения для ребёнка:

Самый приятный подарок от мамы - это...

Когда я делаю что-то не так, моя мама...

Чаще всего мама хвалит меня за...

Чащего всего мы с мамой ссоримся из-за...

и т.п.

Также для мамы (папы или другого значимого взрослого): сначала нужно продолжить предложения о себе, а потом предположить, как ответит ребёнок и эти ответы записать.

Предложения для родителя:

Больше всего я огорчаюсь, когда...

Когда я нахожусь дома, мне очень хочется...

Больше всего я хочу, чтобы _______ (имя ребёнка)...

Люди, которых я больше всего люблю...

и т.д.

После того, как обоими участниками упражнение выполнено, ответы зачитываются (можно спросить, кто хочет быть первым). Если начинает мама, то мы просим ребёнка зачитать предполагаемые ответы мамы, а после мама озвучивает, что написала она. После каждого предложения проводим беседу, а в конце подводим итоги упражнения.

Упражнение "Слепой художник"

Упражнение выполняется в парах. Клиентам даётся следующая инструкция:

"Сейчас вы будете рисовать в паре. Но это будет не обычное рисование. Один из вас будет слепым художником, а второй будет "глазами художника". Тему рисования каждый выбирает самостоятельно (например, ваза, дом, цветок...).

Художник и его "глаза" будут сидеть спиной друг к другу. При этом тот, кто диктует картину, должен как можно точнее давать инструкцию художнику, говорить в каком углу, каким цветом нужно рисовать. "Слепой художник" в это время будет рисовать то, что ему говорят. Начинаем по сигналу".

Вопросы для обсуждения

1. Сложно ли было сформулировать задачу для себя и корректно отдать указания?

2. Насколько художники справились с заданием? Удалось ли полностью довериться управляющему процессом?

3. Какие сложности возникли?

4. Как это проявляется в вашей жизни?

Четыре цветовых зоны в воспитании ребёнка

Данная техника предназначена для родителей, которые выстраивают слишком много запретов при воспитании ребёнка. Как правило, это бросается в глаза как только ребёнок и родитель переступают порог психолога, ребёнку сразу же даются указания как стоит себя вести, что стоит делать, где сесть и т.п.

Безусловно, запреты могут быть справедливыми. Но если ребёнок целыми днями слышит только слово "нельзя", и забывают сказать о том, что же можно, то пора принимать меры.

Частая жалоба от таких родителей: "Ребёнок меня не слышит".

Для выполнения задания можно взять цветной бланк, как на рисунке, а можно взять цветные карандали или фломастеры и составить таблицу, по цвету соответствующую схеме:

Цветовые зоны в воспитании

Обмен ролями

Техника, предназначенная для родителей и подростков, или для супругов.

Психолог предлагает членам семьи поменяться ролями и разыграть стандартную для семьи конфликтную ситуацию.

Затем необходимо обсудить то, что получилось в данной сценке.

Эту методику можно использовать и при отсутствии на консультации ребёнка или супруга - тогда используется вариант с пустым стулом.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна