Данная методика чаще применяется супервизорами для оценки компетенции психолога. Но каждый психолог может сам попробовать оценить свои сильные и слабые стороны, если будет честным перед самим собой.
Инструкция: сферы компетенции собраны в блоки по 4 категории. Необходимо оценить компетенции в каждом блоке отдельно от 1 до 4, в зависимости от того, какая из компетенций больше акцентирована у психолога. 1 – наиболее выраженная компетенция, а 4 – наименее выраженная компетенция. Если вы считаете, что в одном из блоков вы владеете всеми компетенциями, а значит не можете поставить 3-4, то не забывайте, что даже менее выраженная компетенция не говорит о том, что она не развита. Они все могут быть на достаточном уровне, но ранжирование сделать необходимо. Проранжируйте все блоки. Для примера наш супервизор уже оценил работу одного из наших психологов, проранжировав его компетенции.
1 |
A. Консультант ведет себя адекватно в личных отношениях с клиентом. (2) Б. Консультант адекватно отражает чувства клиента. (3) B. Консультант поддерживает неосуждающую позицию по отношению к клиенту, несмотря на различия в ценностях. (1) Г. Консультант в состоянии поддерживать приоритетность проблем клиента. (4) |
2 |
A. Консультант знает об этичных способах поведения. (3) Б. Консультант в состоянии идентифицировать темы клиента. (2) B. Консультант распознает свои личностные ограничения. (4) Г. Консультант использует в работе так называемые «открытые» вопросы. (1) |
3 |
A. Консультант осознает социоэкономические и культурные факторы, которые могут повлиять на консультационную сессию. (4) Б. Консультант использует вопросы с открытой возможностью ответа и пре доставляет клиенту максимальную свободу выражения. (1) B. Консультант осознает свои собственные потребности и конфликты. (3) Г. Консультант проводит регулярные встречи с клиентом. (2) |
4 |
A. Консультант в состоянии использовать дополнительную информацию, полученную из профессиональных источников. (3) Б. Консультант способен идти на риск (в отношении себя) в процессе консультирования клиента. (4) B. Консультант общается с клиентом естественно и искренне. (1) Г. Консультант придерживается принципа конфиденциальности в отношении информации от клиента. (2) |
5 |
A. Консультант осознает свою собственную тревогу в консультационном процессе. (1) Б. Консультант вступает в конфронтацию с клиентом, когда это необходимо. (2) B. Консультант распознает случаи, когда он нуждается в помощи другого профессионала. (3) Г. Консультант в состоянии поставить достижимые цели, соответствующие готовности клиента. (4) |
6 |
A. Консультант демонстрирует стремление к личностному росту. (2) Б. Консультант подготавливает клиента к окончанию консультирования. (4) B. Консультант откликается на невербальное поведение клиента. (3) Г. Консультант понимает, что с теми же самыми людьми можно работать по-разному. (1) |
7 |
A. Консультант в состоянии поставить и ближайшие, и отдаленные цели в работе с клиентом. (2) Б. Консультант позволяет себе быть свободным и «неправильным» в ходе консультационной сессии. (4) B. Консультант демонстрирует уважение и позитивное отношение к клиенту. (1) Г. Консультант активно участвует в работе профессиональных организаций. (3) |
8 |
A. Консультант формулирует определенные планы и стратегии для изменения поведения клиента. (4) Б. Консультант дает адекватные рекомендации клиенту. (2) B. Консультант способен удерживать свои личные проблемы за пределами консультационной сессии. (1) Г. Консультант аккуратно отражает содержание речи клиента. (3) |
9 |
A. Консультант в состоянии справляться с проявлением сильных чувств у клиента. (4) Б. Консультант встречается с клиентом в назначенное время. (1) B. Консультант принимает обратную связь в незащитной манере. (2) Г. Консультант осознает потенциальные возможности клиента, способствующие прогрессу в ходе консультирования. (3) |
10 |
A. Консультант распознает, когда клиент нуждается в помощи, для того чтобы справиться с чем-либо. (2) Б. Консультант с энтузиазмом воспринимает возможности для дополнительного тренинга. (3) B. Консультант в состоянии распознавать и управлять личными чувствами, которые возникают в процессе консультирования. (1) Г. Консультант во время сессии принимает и сохраняет позу, соответствующую моменту и свидетельствующую о том, что он воспринимает происходящее. (4) |
11 |
A. Консультант осознает, когда вступает в борьбу за власть с клиентом, и признает это. (3) Б. Консультант адекватно резюмирует утверждения клиента. (2) B. Консультант одет в соответствии с требованиями момента. (4) Г. Консультант умеет концептуализировать случай точно в соответствии с теоретической моделью. (1) |
12 |
A. Консультант идентифицирует актуальные потребности и использует это соответствующим образом. (1) Б. Консультант делает необходимые записи о клиенте в соответствии с требованиями. (2) B. Консультант в состоянии выбирать и применять техники (приемы) соответствующим образом. (3) Г. Консультант толерантен к неопределенности в терапевтической сессии. (4) |
13 |
A. Консультант поддерживает нормальные отношения с коллегами. (3) Б. Консультант в состоянии интерпретировать особенности поведения клиента в соответствии с теоретической концепцией. (1) B. Консультант в состоянии эффективно справляться с фрустрацией при недостатке прогресса у клиента. (4) Г. Консультант проявляет уместную невербальную экспрессию. (2) |
14 |
A. Консультант поддерживает адекватный зрительный контакт с клиентом. (1) Б. Консультант понимает, какие техники совместимы с разделяемой им теоретической моделью. (4) B. Консультант осознает свою личную потребность в одобрении клиента. (3) Г. Консультант адекватно готовится к каждой консультационной сессии. (2) |
15 |
А. Консультант осознает, в какой степени его привлекательность для клиента влияет на процесс консультирования. (4) Б. Консультант поддерживает порядок и чистоту в своем офисе. (3) В. Консультант подкрепляет уместное поведение клиента. (1) Г. Консультант в состоянии предсказать эффект техники, применяемой при консультировании. (2) |
Оценивается:
1. Личностное осознавание (ЛО) — способность терапевта рассматривать себя или свои аффекты как часть терапевтического процесса.
2. Профессиональное поведение (ПП) - мониторинг юридических и этических аспектов терапевтического процесса.
3. Терапевтические навыки (ТН) — практические и технические навыки, навыки фокусирования.
4. Концептуализация клиента (КК) - умение увидеть широкий контекст происходящего в терапии с клиентом, распознать темы, путешествующие из сессии в сессию.
Интерпретация и подсчёт:
В каждую клетку поставьте ту цифру, которую вы поставили в тексте и посчитайте сумму. Для примера, мы внесём свои цифры в клетки.
Блок |
ПП |
ТН |
ЛО |
КК |
1 |
А 2 |
Б 3 |
В 1 |
Г 4 |
2 |
А 3 |
Г 1 |
В 4 |
Б 2 |
3 |
Г 2 |
Б 1 |
В 3 |
А 4 |
4 |
Г 2 |
В 1 |
Б 4 |
А 3 |
5 |
В 3 |
Б 2 |
А 1 |
Г 4 |
6 |
Б 4 |
В 3 |
А 2 |
Г 1 |
7 |
Г 3 |
В 1 |
Б 4 |
А 2 |
8 |
Б 2 |
Г 3 |
В 1 |
А 4 |
9 |
Б 1 |
А 4 |
В 2 |
Г 3 |
10 |
Б 3 |
Г 4 |
В 1 |
А 2 |
11 |
В 4 |
Б 2 |
А 3 |
Г 1 |
12 |
Б 2 |
А 1 |
Г 4 |
В 3 |
13 |
А 3 |
Г 2 |
В 4 |
Б 1 |
14 |
Г 2 |
А 1 |
В 3 |
Б 4 |
15 |
Б 3 |
В 1 |
А 4 |
Г 2 |
Всего баллов |
38 |
30 |
41 |
40 |
Минимальное количество баллов, которое можно получить – 15. Интерпретация идёт от обратного, так как 1 – высший балл.
Максимальное количество баллов, которое можно получить – 60.
Чем меньше баллов получилось в столбце, тем более компетентен в данной области специалист, но тогда другие области будут страдать и наберут слишком большие баллы.
Как видно из теста, наш психолог обладает достаточно сбалансированными качествами и способностями, что говорит о профессиональное зрелости.
Но всё же, сильная сторона нашего психолога – терапевтические навыки. Это умение понять клиента, задать нужный вопрос, выбрать необходимую в ситуации форму поведения, выстроить здоровую и позитивную атмосферу и так далее.
Но также мы можем выделить точки роста. К примеру, личностное осознание. Это очень тесно связано с таким феноменом, как контрперенос или просто с осознание своих эмоций во время сессии. Умение пользоваться теми эмоциями, которые возникают у психолога во время сессии, правильно их интерпретировать, не бояться их, а смотреть на них со стороны. Ведь зачастую мы неосознанно чувствуем то, что чувствует клиент, и можем использовать это во благо.
В целом, результаты от 30 до 45 являются нормой. В случае слишком большого перекоса необходимо проработать тот вопрос, который выпадает из баланса в худшую сторону. Результаты теста ни в коем случае не ставят на вас крест, они предназначены для помощи в профессиональном росте.