Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Москва, Троицк. Психолог очно и онлайн

"Человеческий мозг нуждается в правде точно также, как человеческие лёгкие нуждаются в воздухе".
- Фрэнк Фарелли

 

Провокативная (провокационная) терапия - это система психологической практики, направленная прежде всего на изменение отношения к себе и к своим возможностям. Наибольший интерес к провокативной психологии появился после выхода на экранах сериала "Триггер".

Задачей психолога в провокативной терапии является вызов у клиента конструктивных реакций за счёт воздействий непосредственно самого психолога (чья позиция в данном направлении активна), мнения других участников психотерапевтического процесса (в рамках групповой терапии), а так же за счёт поощрения реагирования клиента на получаемую им информацию.

Метод провокативной терапии является наиболее открытым и честным методом психотерапии и всех возможных на сегодняшний день. Психолог, работающий в данном направлении, должен уметь выдерживать эмоции клиента, поощрять их проявление. При этом у него не должно быть границ относительно своих суждений о поведении клиента (именно о поведении, а не о самой личности обратившегося за психологической помощью).

Провокативная терапия зачастую подвергается критике как безжалостное и, возможно, даже жестокое направление. Но на самом деле это далеко не так. За вызовом, который позволяет быстро снять неконструктивные защитные механизмы психики, следует поддержка, которая основана на безусловном принятии клиента.

12 постулатов провокативного консультирования

1. Рост происходит в ответ на вызов. Если вызов не является непреодолимым, стимулируется ответ «борьба», а не «бегство».

2. Люди могут вносить серьезные изменения в свою жизнь и поддерживать их, независимо от продолжительности или степени проблемного состояния.

3. Изменение не должно занимать много времени.

4. Если люди получают полезную обратную связь, они могут внести изменения в свою жизнь самостоятельно.

5. Клиенты должны осознавать тот социальный выбор, который они делают, и нести ответственность за свое поведение. 

6. С людьми обращаются так, как они субъективно воспринимаются.

7. Психолог (консультант, терапевт) ответственен за обратную связь, которую получают от него клиенты и за то, как они действуют в соответствии с этой обратной связью.

8. У людей больше способностей, чем принято считать, и они могут разрабатывать новые стратегии выживания и полезного поведения.

9. Все переживания, в том числе в зрелом возрасте, очень важны для процесса перемен и рост может происходить в любой момент жизни человека.

10. Поведение клиента с психологом/коучем является хорошим приближением к его обычному поведению.

11. Невербальное общение имеет значение. Дело не в том, что сказано, а в том, как это сказано.

12. Людей можно понять.

Приёмы провокативной терапии

На первый взгляд может показаться, что провокативная (провокационная) терапия - это жестокий и бездушный метод. Но на самом деле здесь есть много нюансов. Очень важно уметь отслеживать момент, когда нужно сменить провокацию на поддержку, огромную роль играет установление контакта и доверительных отношений с клиентом, не последнее место отводится юмору.

Провокативная терапия - незаменимый инструмент в случае с "застрявшими" клиентами, в работе с которыми постоянно возникают препятствия. Так, к примеру, на 91 сеансе с тяжёлым пациентом Фрэнк Фарелли решил выйти из роли "садовника" и "акушера" и сказал ему:

Окей. С тобой ничего не поделать. Ты действительно безнадёжен. Давай начнём наш 91 сеанс и попробуем согласиться с тем, в чём ты меня убеждал всё это время: твоя никчёмность и то, что теперь всю жизнь проведешь к клинике.

Через шесть сеансов трудный пациент был выписан из клиники.

Существует 39 приёмов провокативной терапии, которые использует психолог.

Кадр из сериала "Триггер"

Девять постоянных стратегий поведений

1. Физический контакт

Психолог поддерживает постоянный зрительный и физический контакт (прикосновения, поглаживания, подталкивания и т.п.). Особенно важны прикосновения в случаях, когда клиент хочет уйти от глазного контакта.

2. Тон голоса

В провокативной терапии используются три основные тона: шутливый, гипнотический и притворно-расстроенный. Важно менять тон голоса, когда клиент оказывается в замешательстве. Важно, чтобы темп голоса терапевта соответствовал ритму дыхания клиента.

3. Невербальное отражение

Терапевт "зеркалит" клиента, копирует его поведение, подстраивается под темп его голоса, под дыхание, принимает ту же позу, которую принимает клиент. Это крайне важно для установления раппорта и для создания доверительной атмосферы.

4. Использование метафор

Метафоры, цитаты, афоризмы, анекдоты - верные помощники провкативной терапии. Состояние клиента лучше всего описывать не напрямую, а метафорически ("камень на твоей груди"). Для этого психолог должен быть достаточно начитан и образован, обладать логическим и творческим мышлением.

5. Фокус внимания на клиенте

Уровень сосредоточенности на клиенте должен быть таким же, как у сапёра, когда он разминирует бомбу. Все остальные стимулы должны игнорироваться. В процессе терапии есть только психолог и клиент - и ничего и никого больше.

6. Не пытаться помочь клиенту

Нельзя давать никаких серьёзных советов, не нужно искать выход и искать решения. Провокативный психолог - это не спасатель.

7. Никакого плана

Забывчивость, запутанность, замечания, которые не относятся к сути проблемы - вот то, что зачастую использует провокативный психолог. Такая путанница позволяет глубже проникнуть в бессознательное клиента.

8. Отвлечься - легко

Провокативный психолог не должен бояться быть глупым. На заявления, в которые клиент вкладывает особый акцент, важно реагировать отстранённо. И напротив, на незначительные заявления, но которые терапевту кажутся важными, даже если клиент не желает сейчас это обсуждать, нужно делать особый акцент.

9. Провокация желаемого поведения

Для достижения цели нужно вызвать конкретное поведение (например, уверенность, адекватная самооценка, выражение любви). Как только нужное поведение будет обнаружено, проблема решится легче.

Провокативная терапия Фарелли

Семь условных поведений

Реакция психолога на поведение клиента

10. Эмоции

При невысокой эмоциональной вовлечённости клиента важно добиться от него эмоционального отклика. Терапевт меняет своё поведение, пока не получит необходимую реакцию (реакция должна быть как можно более сильной). Фрэнк Фарелли зачастую, чтобы спровоцировать сильные эмоции, поднимал тему секса.

11. Не останавливаться

Клиент может попросить остановиться, но нужно путать "красный с зелёным сигналом светофора". В провокативной терапии просьбы прекратить действие считается хорошим знаком, показателем того, что терапевт на верном пути.

12. Описание невербальных реакций

Невербальные реакции (клиент покраснел, вспотел, сжал кулаки) должны быть озвучены. Необходимо попросить клиента рассказать, что он чувствует и о чём думает в данный момент.

13. Уточнения

Максимально дотошное прояснение деталей. Например: "Вы говорите, что у вас есть причины, по которым вы не можете выйти на работу. Ну-ка, перечислите их все".

14. Работа в трансе

Если психолог видит, что клиент находится в трансоподобном состоянии, это самое время для серьёзных внушений. В это время терапевт меняет тон голоса и начинает провозглашать важные вещи, которые хочет донести до клиента.

15. Приглушение провокации при наличии травматических воспоминаний

Если клиент вспоминает о каком-то тяжёлом эпизоде своей жизни (например, изнасилование), ни в коем случае нельзя подключать провокации. К воспоминаниям о травме важно подходить очень аккуратно и бережно. Когда клиент будет готов, можно направить провокацию на отношение к травме, например: "И как долго вы планируете оставаться в позиции жертвы?" Но ни в коем случае не на само травмирующее событие.

16. Подметить неконгруэнтность

Зачастую высказываемые клиентом желания не соответствуют с его истинными желаниями. Психолог подмечает несоответствие сказанного с телесной реакцией или с эмоциями, озвучивает это клиенту.

Провокативная терапия Фарелли

Восемь неспецифических методов провокации

Методы, которые применяются провокативным психологом время от времени

17. Перебивать

Вежливость нужно откинуть в сторону. Линия мысли клиента может быть прервана неожиданными резкими высказываниями. Не нужно ждать, пока он закончит фразу.

18. Передразнивание

В театральной комичной манере можно передразнивать некоторые слова или поведение клиента.

19. Демонстрация на себе

Чтобы показать, как поведение клиента действует на других людей, провокативный психолог может в театральной манере продемонстрировать это на себе. Например, при работе с авторитарным клиентом, он может изобразить полное подчинение. А если клиент без "внутреннего стержня", может показать желание других унижать его.

20. "Неправильные" интерпретации

Поведение клиента зачастую бывает полезно интерпретировать намеренно неверно. Например, можно похвалить его за нежелание работать словами, что он экономит массу энергии на какие-то более великие достижения, и это куда важнее, чем какая-то там жалкая работёнка.

21. Опровержение успеха

Если клиент сообщает о каких-либо успехах, приобретённых в процессе терапии, необходимо опровергнуть их, заверить, что скоро проблемы вернутся снова. Но крайне важно делать это в шуточной манере, приводя как можно более глупые доводы.

22. Опровержение позитивной обратной связи

Как и в п. 21, бывает полезным опровергать положительную обратную связь от других людей. К примеру, можно сказать "Может быть, они льстят вам, потому что боятся, что вы не сможете вынести всей правды?" Целью такой реакции является обучить клиенту противостоять обесцениванию и отрицанию успеха.

23. Повтор сильных утверждений

Если клиент высказывает жизнеутверждающую позицию, принимает важное решение, провокативный психолог может сделать вид, что не расслышал и попросить повторить сказанное. Это делается с целью закрепления позитивной установки.

24. Драматизация

Абсурдные аспекты поведения клиента или его решений полезно обыгрывать, исполняя роли. Провокативный психолог, придумывая как можно больше деталей, демонстрирует абсурдность ситуации.

Провокативная терапия Фарелли

Пять реакций на проблему

25. "Бери больше, кидай дальше"

Проблемным мыслям и поведению провокативный психолог может приписывать абсурдное преимущество (или предполагать возможные абсурдные потери). Полезным будет и преувеличивание способности клиента справиться со своими мыслями или проблемами.

26. Сюрреалистические решения

Когда клиент просить психолога дать ответы на вопросы, как ему действовать дальше, провокативный психолог без запинки даёт ответ. Но этот ответ сюрреалистичен, абсурден и глуп. К примеру, человеку, который с головой погружен в жалость к самому себе, психолог может предложить купить инвалидное кресло и встать в переходе, умоляя прохожих дать ему денег, чтобы получить хоть какую-то поддержку.

27. Абсурдные объяснения

А таким же абсурдом провокативный психолог реагирует на просьбы клиента объяснить причины его состояния. Например, наличие у клиента депрессии психолог может объяснить погодными условиями, которые были в момент рождения клиента.

28. Сравнить размер проблемы с состоянием клиента

Размер проблемы должен быть преуменьшен относительно объективного (реального) общего состояния клиента. Например: "Ну и что, что ты не можешь встретить любовь своей жизни? У тебя столько денег, что ты можешь себе позволить, чтобы тебя никто не любил".

Три реакции на заявление о самооценке

29. Преувеличение негативной самооценки

Клиент с низкой самооценкой ждёт поддержки и убеждения в том, что он не так уж и плох. Провокативный психолог использует усиление состояние с целью вызвать у клиента сопротивление и заставить его самостоятельно начать себя хвалить.

30. Преувеличение негативного восприятия внешних недостатков

Женщины с лишним весом, если их начинают убеждать в том, что у них неплохая фигура, чувствуют себя обманутыми. Провокативный психолог может преувеличить этот недостаток, чтобы эта тема не висела "мёртвым безмолвным грузом".

31. Преувеличение культурных стереотипов

В подходящей ситуации провокативный психолог может сделать акцент на культурных стереотипах. Например: "Конечно вы не можете добиться успеха, вы же женщина!"

Четыре внутренних процесса провокативщика

То, что позволяет психологу быть провокативным психологом и делать то, что он делает

32. "Смешливое" состояние

Когда мы были подростками, нам не составляло труда впасть в состояние лёгкой смешливости и похихикать надо всем, что происходит вокруг. Провокативному психологу полезно входить в подобные состояния в процессе своей работы.

33. Тёплые чувства к клиенту

Провокативная терапия - далеко не жестокий и бездушный метод. Несмотря на применение провокаций, важно сохранять тёплое и чуткое отношение к клиенту и его состоянию.

34. Внутренние наставники

Когда психолог попадает в затруднительное положение, важно представить, что рядом есть мудрые и опытные наставники и послушать что они говорят.

35. "Внутренние телевизионные мониторы"

Чтобы упростить себе задачу, психолог может представить жизнь и ситуацию клиента в виде телевизионных мониторов, которые расставлены полукругом. Какой из мониторов самый яркий и самый громкий? Психолог отмечает наиболее значимые аспекты, иногда сам "входит" в эти образы, описывая их клиенту и подмечая его реакции.

Провокативная терапия Фарелли

Четыре стратегических приёма

36. Перекладывание вины

В процессе провокативной терапии происходит перекладывание вины с клиента и обратно. Важно всегда оставаться в противоположной от клиента стороны. К примеру, если он винит обстоятельства, важно перекладывать эту вину на самого клиента. Но если он начинает обвинять во всём происходящем себя - смещать фокус внимания на обстоятельства.

37. Другая сторона конфликта

Провокативный психолог занимает сторону конфликта, противоположную клиенту и преувеличивает преимущества этой стороны.

38. Требования развлечений

Провокативный психолог требует, чтобы клиент развлекал его, веселил, делал терапию интереснее.

39. Дикость

Провокативный психолог ведёт себя ещё более дико, чем клиент. Если клиент ведёт себя нагло, психолог становится ещё наглее. Если злится - злится сильнее. 

Показания к провокативной терапии

  • проблемы эмоциональной сферы;
  • конфликты в семье и с окружающими;
  • проблемы с самооценкой;
  • проявление агрессии и негативизма;
  • комплексная терапия, направленная на самоактуализацию личности.

 Противопоказания к провокативной терапии

  • чересчур "идеальный" клиент;
  • шизоидность и шизофрения;
  • психопатия.
Добавить комментарий