Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Москва, Троицк. Психолог очно и онлайн

Метафорические ассоциативные карты (МАК) - это набор карточек, на которых нанесены различные изображения - люди, животные, природа, абстрактные картинки. Любая из этих карт содержит сложные метафоры, что и делает их отличным диагностическим и терапевтическим инструментом в работе психолога.

Наиболее часто метафорические карты психолог использует для работы с эмоциями, установками, ценностями, жизненными сценариями. При этом очень важно понимать, что, глядя на одну и ту же картинку метафорической карты, разные люди увидят на ней разное, она вызовет различные переживания и может пробудить личные воспоминания. Поэтому нет никакой строгой интерпретации для конкретного изображения. Это всегда индивидуальный подход.

Виды МАК (метафорических ассоциативных карт)

Колоды МАК условно можно разделить на группы, согласно их тематике и целевым представлениям. Существуют узконаправленные колоды, которые работают с одной конкретно заданной темой. А бывают колоды универсальные, которые можно использовать фактически с любым запросом.

Особую популярность среди психологов обрели такие колоды МАК, как:

- Ох (Oh) – самая первая колода метафорических ассоциативных карт. Универсальная колода, подходит для работы со многими запросами (2 колоды по 88 карт каждая - одна с картиками, другая со словами);

- Персона (PERSONA) – портретная колода, на карточках которой изображены лица со множеством разнообразных эмоций (77 карт-портретов и 33 карты, символически отображающие отношения);

- Тан Ду (Tan Doo) – предназначена для отработки и корректировки отношений в паре, содержит карточки, на которых изображено взаимодействие пар в различных вариациях (143 карты в двух колодах);

- Сага (Saga) – колода со сценами и предметами из скандинавских сказок, что способствует развитию творческого мышления и позволяет эффективнее работать в направлении сказкотерапии (55 карт);

- Из сундука прошлого - колода, предназначенная для переработки детских воспоминаний (64 карты с изображениями и 32 карты со словами);

- Морена (MORENA) – ресурсная колода, ориентирована на видение положительных сторон жизни, независмо от обстоятельств (88 карт-картинок и 22 карты со следами на песке);

- Экко (ECCO) – колода с абстрактными рисунками, в которых практически невозможно увидеть что-то определённое, но которые позволяют увидеть всё, что необходимо для работы (99 карт);

- Коуп (Cope) – колода, предназначенная для работы с травмой. Одна из самых популярных колод в мире (88 карт, которые делятся на 2 типа - травмирующие ситуации и пути выхода из них);

- Она – женская колода, подходящая под широкий спектр запросов (50 карт);

- 1001 ночь – колода на основе сказок Шахерезады, позволяет сочинять свои истории, касаемые проблемной ситуации (55 карт);

- Окна и двери – карты с изображениями закрытых и открытых окон и дверей различного типа, хорошо подходит для работы с депрессивными и кризисными состояниями  (80 карт с картинками, 32 со словами).

Как работать с метафорическими ассоциативными картами

Как правило, практически к каждой колоде карт прилагается инструкция, в которое описано назначение колоды, и зачастую приводятся примеры ведения терапии с помощью МАК. Но нельзя забывать о том, что в первую очередь работа с метафорическими инструментами - это работа творческая, и можно лишь опираться на инструкцию, а точное ей следование удастся не всегда.

В процессе терапевтической сессии психолог просит клиента достать одну карту из колоды: в открытую (ВО) - то есть, когда клиент сам выбирает карту, либо взакрыту (ВЗ), когда клиент достаёт карту рубашкой вверх.

Для начала психолог предлагает клиенту описать, что именно он видит на картинке. Так как карта не касается напрямую жизни клиента, он не испытывает тревоги, описывая те сюжеты, которые он смог вербализовать, глядя на карту. А после психолог задаёт вопрос, как то, что описал клиент, касается его собственной жизни?

Страх перед тяжёлыми воспоминаниями заставляет нас активно защищаться. Как только мы подходим к болезненной теме - механизмы защиты начинают работать на полную. Ассоциативные методы позволяют снизить эту тревогу, проникнуть вглубь бессознательно безболезненно и не создавая ретравматизацию.

Открытая методика

Если клиент испытывает сильную тревогу или неуверенность, ему лучше подходит работа в открытую, когда из предложенных картинок он выбирает те, что подходит. Так он чувствует, что ситуация находится под его контролем и не будет непредсказуемых сюрпризов. Так же при составлении историй значительно проще, если клиент сам выбирает отдельные фрагменты этой истории.

Закрытая методика

При данном виде работы карта досатётся вслепую. Это более интересные и непредсказуемый метод, но работать в таком формате нужно аккуратнее, так как у клиента могут усилиться невротические проявления. Однако, как показывает практика, такие состояния вполне контролируемые. Чтобы добавить клиенту ощущение контроля, психолог может попросить его назвать номер карты. Лучше подходит фаталистам и людям, которые "доверяют Вселенной".

Работа с МАК самостоятельно

Для проработки травм или поиска выхода из кризисной ситуации лучше обратиться за помощью к психологу. Специалисты проекта "Не молчи" используют в своей работе метафорические ассоциативные карты и помогут вам на пути достижения цели.

Но работать с МАК можно и самостоятельно, если ваш запрос не слишком сложный и не причиняет острую боль. Вы можете воспользоваться любой колодой, которая у вас есть.

Вопросы для работы с метафорическими ассоциативными картами

1. Что вы видите на этой карте? Что здесь происходит?

2. Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции возникают?

3. Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?

4. Что на карте не нравится? Почему?

5.Видите ли вы себя на этой картинке? Это может быть один из персонажей, неодушевленный предмет, цвет или же вы остаетесь сторонним наблюдателем.

6. Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать? Персонаж может быть неодушевленным, например, дерево или игрушка.

7. Что мог бы рассказать, посоветовать персонаж?

8. Как дальше будут развиваться события на картинке?

9. Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?

10. Что на картинке есть, а вы не заметили?

11. Какие выводы вы можете для себя сделать?

Пример использования метафорических ассоциативных карт (МАК)

Сядьте в удобную позу, расслабьтесь и мысленно задайте вопрос на любую волнующую вас тему. Постарайтесь задать "открытый" вопрос, т.е. такой, на который можно дать развёрнутый ответ. Обозначьте актуальную проблему или ситуацию, с которой вам хотелось бы поработать.

Посмотрите на карту и ещё раз мысленно повторите свой вопрос.

Закрытая метафорическая карта

А теперь посмотрите на карту, представленную ниже. Эта карта - и есть ответ на ваш вопрос. Она содержит в себе множество посланий, которые вы можете выявить путём ассоциаций. Чем дольше вы будете смотреть на эту карту, тем больше информации вы сможете от неё получить.

Открытая метафорическая карта

А теперь постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что на этой карте? Что вы здесь видите? Что происходит на этой карте?

2. Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту карту? Какие возникают мысли и эмоции?

3. Что на данной карте привлекает больше вашего внимания? Как вам кажется, почему?

4. Что на этой карте вызывает наибольшее отторжение, что вам не нравится? Почему?

5. Видите ли вы на этой карте себя, ассоциируете ли с собой? Это может быть любой фрагмент изображение - предмет, человек, даже цвет.

6. Обратите внимание на персонажа на карте. Что он чувствует? Что хочет сделать?

7. Этот персонаж - о чём он мог бы вам рассказать? Какой он мог бы дать совет?

8. Что было до момента, запечатлённого на карте? Как события будут развиваться после?

9. Что эта карта может сказать о вас лично? А о вашей ситуации?

10. Ещё раз внимательно посмотрите на карту. Есть ли на ней что-то, чего вы не заметили ранее?

11. Какие выводы вы можете сделать о вашем вопросе, учитывая всё, что вы осознали ранее?

Добавить комментарий