Символдрама - метод психотерапии, в основе которого лежит представление клиентом образа на заданную тему в состоянии релаксации. Процесс символдрамы (кататимно-имагинативной терапии) - это свободная имагинация (воображение, творчество), проективный метод, который позволяет работать напрямую с бессознательным, что помогает мягко и лояльно излечивать психотравмы, аккуратно приоткрывая их, при этом не причиняя сильной боли клиенту.
Данный метод хорошо подходит для индивидуальной терапии (как со взрослыми, так и с детьми), в терапии пар, в налаживании детско-родительских отношений, в групповой работе.
Основой символдрамы является:
1) Управляемая регрессия: при помощи символов и образов клиент возвращается в прошлое, но делает это под руководством психолога, что делает данный возврат абсолютно безопасным и контролируемым.
2) Эмоционально-корректирующее воздействие: столкнувшись с воспоминанием о травмирующем событии, клиент может "уйти" в свои защиты, что делает терапию малоэффективной. При использовании символдрамы эмоции, вызыванные болезненными воспоминаниями, мягко корректируются, позволяя проработать проблему намного глубже.
3) Представление образов под наблюдением специалиста: клиент в моменте передаёт информацию, которую выдаёт его подсознание, психологу. Процесс диалога позволяет избавиться от ненужных мыслей и установок, которые препятствуют образу.
В зависимости от количества участников, символдрама как метод психологии бывает следующих видов:
1. Индивидуальная терапия. На выходе даёт максимальный эффект, поэтому и применяется наиболее часто. В процессе участвуют терапевт (психолог) и клиент. Клиент в полностью расслабленном состоянии под руководством психолога представляет те или иные образы и рассказывает о том, что именно он видит. Специалист может задавать уточняющие вопросы, просить сделать что-то в своей фантазии, но не имеет права навязывать или заставлять.
2. Парная терапия. Как правило, это работа с двумя клиентами - семейной парой или парой, находящейся в отношениях. В данном случае работа ведётся с единым образом, но интерпретировать его оба участника терапии могут по-разному. Задача психолога - исследовать возникающие в трактовках конфликты и поиск компромиссного решения в интерпретации.
3. Групповая терапия. Как правило, символдрама в групповой терапии проводится среди 4-12 участников. Группе на выбор предлагаются различные мотивы ("Необитаемый остров", "Мне 80 лет", "Отдых на пляже", "Мы в джунглях" и т.д.), но работа ведётся с каким-то одним мотивом. Каждый из участников рассказывает свои интерпретации и образы, которые затем обсуждаются в группе.
Техники в кататимно-имагинативной терапии подбираются индивидуально, с учётом личностных особенностей клиента и ситуации, с которой предстоит работа. Однако, в целом символдрама придерживается следующих методов:
1. Предварительная беседа. Она может состоять из диалога, монолога, саморефлексии (чтения дневника или заметок) или арт-терапии (если клиенту сложно выразить словами эмоции, которые он испытал в конкретной ситуации, его просят их нарисовать).
2. Релаксация. Для того, что клиент расслабился, используются различные техники релаксации: упражнения аутотренинга Шульца (клиент ощущает тяжесть во всём теле, тонус мышц снижается, тело наполняется теплом), индукция (целенаправленный призыв к расслаблению), имагинация (представление малозначимого образа, например, песчаный пляж или облако на горизонте).
3. Представление: обучающее сопровождение (мягкое направление клиента к нужным образам), ассоциативный метод и конфронтация (воссоздание конкретного образа).
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Классические образы - это, как правило, воспоминания или фантазии о природе, соотносимые с актуальными потребностями или конфликтами. Из множества мотивов наиболее часто, спонтанно возникающих у пациентов были отобраны такие, которые с диагностической точки зрения наиболее отражают внутреннее психодинамическое состояние пациента и в то же время обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.
1) мотив луга («экран» чувств и переживаний, материнская символика);
2) мотив ручья (беспрепятственное течение психических процессов);
3) мотив горы (гора символизирует важную фигуру раннего детства);
4) мотив дома;
5) опушка леса, на которую выходит кто-то;
6) мотив цветок (в определённых случаях — материнский символ).
Стоит также отметить, что важная роль в символдраме уделяется рисунку. После представления образов психолог просит клиента изобразить то, что он представлял. Это не только способствует развитию фантазии и творческому мышлению у клиента, но и позволяет систематизировать полученный из бессознательного материал. Поэтому зачастую кататимно-имагинативная терапия совмещается с не менее действенным направлением - арт-терапией.
В символдраме луг является "материнским" мотивом, он отображает бессознательные воспоминания о первых годах жизни человека.
Задание: Представьте, что вы оказались на лугу. Какой он, этот луг? Опишите погоду, своё состояние. Расскажите о том, что вы видите, что вокруг вас, что вы делаете и что хотите сделать?
В норме человек видит солнечную погоду, много зелёной травы и цветов. Действие происходит летом или поздней осенью, днём или утром. Психически здоровый человек радуется солнцу и свежему воздуху, ему нравится, к примеру, лежать в высокой траве или бегать за бабочками, он чувствует себя спокойно и непринуждённо. Сильную связь с матерью символизирует наличие в фантазии клиента коровы на лугу. В норме луг должен быть чем-то огорожен (речкой, рощей, перелеском).
О наличии отклонений при работе с мотивом луга свидетельствует плохая погода, наличие туч, снега, мрачная и тоскливая погода, тёмное время суток (вечер или ночь). Бледные краски, отсутствие яркости также символизируют нарушение в данном представлении. Если луг ничем не огорожен, бескрайний, это может говорить о высокой самооценке и завышенных запросах, нереалистичных ожиданиях от будущего. Если человек на лугу ведёт себя пассивно, это также говорит о проблемах в его психологическом состоянии.
Образы цветка в символдраме олицетворяют личность человека, то, как он себя воспринимает и то, как он к себе относится.
Задание: Представьте цветок на лугу. Опишите, что это за цветок (какого он цвета, какого размера, есть ли у него имя). Подойдите к цветку, дотроньтесь до него. Что вы при этом ощущаете? Как чувствует себя цветок на этом лугу? Как вы себя чувствуете, когда нюхаете, трогаете его?
В норме цветок - яркий, красивый, естественного цвета. Он полностью распустившийся, его размеры соответствуют естественным размерам, он издаёт приятный аромат. У клиента он вызывает чувство умиления и удовлетворения. Здоровый человек свободно гладит его, наслаждается его ароматом.
Об отклонениях говорят цветы бледные и невзрачные, или же наоборот - цветы вычурных неестественных режущих глаз оттенков. В случае психологических нарушений бутон закрыт, либо цветок завял (что говорит о низкой самооценке), аромат либо совсем отсутствует, или же очень неприятен. Размер в этом случае неестественно большой или маленький, а сам вид цветка вызывает чрезмерное отторжение или восхищение (слишком большой цветок или цветок, вызывающий чрезмерное восхищение говорит о возможном наличии нарциссизма и завышенной самооценке). О раздвоении личности может свидетельствовать наличие двух цветков сразу. О трудностях с самоопределением говорит неспособность клиента определить вид цветка.
Образ ручья в символдраме отображает динамику внутренних психических процессов. Вода - это животворящее, исцеляющее начало.
Задание: Гуляя по лугу, вы увидели ручей. Сможете ли вы из него попить? Опишите, что это за ручей? Пройдите по берегу вдоль ручья, описывайте всё, что происходит вокруг.
В норме течение ручья спокойное, без порогов, без резких поворотов. Вода чистая, прохладная, приятная на вкус. Человек испытывает желание умыться, искупаться, встать ногами в ручей, не испытывает страха идти как по течению ручья, так и против его течения. Любой контакт с ручьём говорит о здоровой психике человек. Ключ, бьющий из расщелины, символизирует сильную связь с родственниками, в особенностью с матерью.
При отклонениях течение ручья бурное, а на пути течения воды встречаются препятствия. Ручей может быть слишком узким или неестественно широким, вода в нём мутная и ледяная на ощупь. Человек отказывается пить из ручья и вообще взаимодействовать с ним.
Психосоматические заболевания:
- эссенциальная гипертония,
- диабет,
- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
- ревматоидный артрит,
- гипертиреоз и тиреотоксикоз,
- бронхиальная астма,
- язвенный колит,
- нейродермит, псориаз, экзема,
- головные боли,
- мнительность и надуманные болезни,
- боли в спине, руках и плечах,
- жалобы на боли в сердце,
- вегето-сосудистая дистония,
- головокружения, потливость,
- проблемы с испражнением и мочеиспусканием.
Психологические трудности и неврозы:
- Депрессия, нежелание жить, потеря смысла жизни,
- Послеродовая депрессия,
- Печаль, тревожность и страхи, гнев и раздражительность,
- Навязчивые мысли и действия,
- Нарушения сна и памяти.
Расстройства пищевого поведения:
- Одержимость похудением и истощение (анорексия, булимия),
- Ожирение и постоянное желание поесть.
Сексуальные расстройства:
- Болезненные половой акт и менструации,
- Бездетность,
- Трудности в вынашивании беременности,
- Нарушение полового влечения и потенции.