Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Нейропсихологическая диагностика - это процесс, направленный на исследование состояния мозга человека, особенностей его памяти, мышления, внимания, а также иных психичечких процессов с целью выявления нарушений и их коррекции.

В процессе нейропсихологической диагностики диагност даёт пациенту комплекс заданий и наблюдает за ходом их выполнения.

Методы, которые используются при диагностике, могут носить различный характер в зависимости от возраста пациента, ведь, в отличие от взрослых, чей мозг уже сформирован, у детей мозг только проходит периоды своего развития. И если при диагностике взрослого человека нейропсихолог определяет дефицит или поломку определённых отделов мозга или коры больших полушарий, то в работе с детьми исследуется степень сформированности мозговых зон.

Методы нейропсихологической диагностики в детском возрасте

 

Исследуемый параметр

Методики диагностики

Выявляемые симптомы

Праксис

Праксис позы.

Праксис поз по зрительному образцу.

Праксис поз по кинестетическому образу.

Перенос поз по кинестетическому образу.

Динамический праксис.

Тест на динамическую организацию двигательного акта «Кулак-ребро-ладонь».

Графическая проба «заборчик».

Реципрокная координация.

Одновременное сжимание одной руки в кулак и разжимание другой.

Пространственный праксис.

Проба Хэда.

Конструктивный праксис.

Копирование фигур из палочек/спичек в том же пространственном расположение.

Копирование геометрических рисунков пространственно ориентированных.

Оральный праксис.

Щелчки языком. Хмуриться и улыбаться. Движения языком. Надувание щёк.

Символический праксис.

Жесты: грозит, прощается, аплодирует и так далее.

 

Праксис позы.

Различного рода ошибки: поиски поз, пальцев и т.д.

Дисфункция кинестетического анализатора, теменных отделов мозга.

Динамический праксис.

Инертность в двигательной сфере. Патология заднелобных отделов левого полушария мозга.

Реципрокная координация.

Динамическая организация движений. Поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга.

Пространственный праксис.

Замена правой руки на левую.

Ошибки пространственного положения рук.

Путание правой и левой стороны.

Дисфункция теменно-затылочных отделов мозга.

Конструктивный праксис.

Путает лево-право, верх-низ, незаконченность фигуры, неправильно располагает палочки.

Недоразвитие затылочных и теменно-затылочных отделов мозга.

Оральный праксис.

Оральная апраксия.

Поражение нижних отделов сенсомоторной зоны и теменно-височных отделов.

Символический праксис.

Исследуется непроизвольный семантический уровень.

Подкорковый уровень двигательного анализатора.

 

Гнозис

Зрительный гнозис.

1. Выбор картинки по слову/наименованию.

2. Называние (контурные, перечёркнутые изображения, «химеры»).

3. Выбор из 3-х предметных картинок.

4. Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур.

5. Дорисовывание до целого.

6. Дорисовывание предметных изображений.

Акустический гнозис.

1. Неречевой слух.

2. Слухомоторные координации. Восприятие ритмов.

3. Воспроизведение ритмов.

Тактильный гнозис.

Тактильное опознание.

Сомато-пространственный гнозис.

Показ частей своего тела.

Локализация прикосновения.

Проба Тойбера.

Проба Ферстера.

Проекция локализации прикосновения.

Зрительно-пространственный гнозис.

1. Узнавание времени на схематических часах.

2. Узнавание и называние римских, арабских чисел и букв.

Цветовой гнозис

Классификация предметов одинаковых по форме, но разных по цвету.

Зрительный гнозис.

1. Организация восприятия словом. Возможная дисфункция средневисочных левого полушария.

2. Вычленение существенных признаков.

3. Точность восприятие предметов и их знание. Дисфункция затылочных и лобных отделов мозга.

4. Исследуется сохранность перцепторного образа и образа-представления. Дисфункция затылочных отделов - предметная агнозия. Дисфункция лобных систем мозга.

5. Сохранность конкретных образов. Дисфункция или поражение затылочных отделов мозга или зоны ТРО.

6. Сохранность пространственного восприятия предмета и образа. Поражение теменных или теменно-затылочных зон.

Акустический гнозис.

1. Неузнавание бытовых звуков. Может говорит о дисфункции теменно-височных отделов правого полушария.

2. Ошибка восприятия ритмов. Дисфункция верхне-височных отделов левого полушария.

3. Ошибки воспроизведения – ошибки моторики. Теменно-височные отделы. Недостаточно ударов, замедленность, персеверации – заднелобные отделы.

Тактильный гнозис.

Узнавание по кожно-кинестетическому ощущению.

Возможная дисфункция теменных отделов мозга.

Сомато-пространственный гнозис.

Сомато-пространственное восприятие (схема тела, право-лево).

Возможная дисфункция теменных и теменно-затылочных отделов.

Зрительно-пространственный гнозис.

1. Квазипространственные нарушения. Дисфункция теменно-затылочных отделов.

2. Ошибки в оценке пространственно-ориентированных буквах и цифрах. Дисфункция теменно-затылочных отделов.

Цветовой гнозис

Агнозия на цвета.
Дисфункция затылочных отделов.

Память

Воспроизведение событий (сегодня или вчера).

Слухоречевая память.

Повторение отдельных слов и повторение серий слов.

«Две группы по три слова».

Запоминание двух смысловых рядов.

Кривая памяти. Запоминание 10 слов.

Запоминание рядов цифр.

Зрительная память.

1.Запоминание предметных картинок. Запоминание символических фигур.

2. Опосредованное запоминание.

Методика ДиаКор.

Исследование слухоречевой памяти.

Исследование зрительной памяти.

Исследование двигательной памяти.

Процесс запоминания и воспроизведения.
Дисфункция глубинных структур мозга и или снижение корковой активности.
Слухоречевая память.

Объём запоминания и прочность.

Состояние оперативной памяти.

Объём кратковременной памяти. Объём внимания.

Зрительная память.

1. Запоминание малочастотных и трудно вербализируемых объектов и влияние речи на запоминание.

2. Исследуется высокий уровень развития памяти, связь с другими ВПФ, организация запоминания.

Методика ДиаКор.

Эффективность заучивания.

Прочность следов.

Устойчивость к интерференции.

Стабильность контроля и регуляции мнестической деятельности.

Объём непосредственной памяти.

Семантическая устойчивость.

Наличие смыслового объединения стимулов.

Сохранение пространственных характеристик зрительных стимулов.

Объём запоминания позиций пальцев.

Правильность переноса позиции пальцев с левой руки на правую и обратно.

 

Внимание

1. Тест на произвольное внимание «Таблицы Шульте».

2. Поиск заданной картинки или фигуры среди ряда других.

3. Тест на устойчивость внимания «Корректурная проба».

4. Тест на связь слова с вниманием.

1. Объём внимания, скорость, подвижность и утомляемость.

2. Избирательность внимания.
Дефект лобных систем мозга.

3. Прочность, точность внимания, сосредоточенность, распределение и работоспособность.

4. Нарушения регулирующей роли речи. Дисфункция лобных или глубинных структур мозга.

Мышление

Анализ игры

Наглядно-образное мышление

1. Конструирование предметом без опоры на слово.

2. Конструирование с опорой на слово-наименование предмета.

3. Метод дифференцирования предметом.

4. Понимание сюжетных картинок.

5. Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии.

 

Вербально-логическое мышление

1. Понимание рассказов: содержания, смыслов, морали.

2. Решение математических задач.

3. Подбор противоположны понятий (пассивный и активный варианты).

4. Выбор из альтернатив. Аналогии.

5. Классификация по: самостоятельно выделенным признакам, заданным материалам. 

Наглядно-образное мышление

1. Сохранность предметно-образного мышления.
Поражение затылочных отделов мозга.
Если помощь педагога помогает, то патология лобных отделов.

2. Влияние слова на актуализацию предметного образа.
Если помощь не помогает, то дисфункция височно-затылочных зон.

3. Дифференцирование восприятия образа.
Дисфункция теменно-затылочных областей или зоны ТРО. Ошибки из-за дисфункции лобных лобных зон мозга.

4. Непонимание смысла, содержания, морали.
Дисфункция лобных долей левого полушария.

5. Даже если не вышло, надо смотреть на то, был ли поиск активным и творческим.

Вербально-логическое мышление

1. Непонимание смысла и морали – дисфункция лобных долей мозга.
Трудности в запоминание – дисфункция средних височных отделов мозга.

2. Дефекты понимания словесной части задачи – поражение теменных и теменно-затылочных зон мозга.
Непонимание задачи – дисфункция лобных долей.

3. Аналитические вербальные мыслительные процессы и самостоятельное определение признака.

4. Понимание отношений, выделение признака.

5. Процессы анализа и синтеза, уровень обобщения.

Речь

Экспрессивная речь

1. Спонтанная речь. Метод беседы.

2. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов.

Автоматизированная речь.

Повторная речь.
а) звуков, б) дизъюнктным пар звуков, в) оппозиционных пар звуков г) серии звуков, д) повторение слов, е) фраз.

Активная речь.

Рассказ по сюжетной картинки.

Собственное сочинение.

Номинативная речь.

1. Называние предметов по номинативным картинкам.

2. Понимание и называние частей тела.

Импрессивная речь.

1. Метод понимания и выполнения вербальных инструкций.

2. Понимание обращённой речи. Метод беседы.

3. Понимание предметных слов. Метод показать предметов.

Понимание логико-грамматических конструкций.

1. Творительный падеж.

2. Сравнительные конструкции.

3. Инверсия.

4. Предложные конструкции.

Экспрессивная речь

1-2. Ответы 1-2 сложные. Отсутствие ответа, эхолалии, персеверации и тд. Неадекватные ответы. Дисфункция лобных и заднелобных отделов.
Соскальзывание на побочные ассоциации – дисфункция лобных отделов.
Трудности подбора слов, построения фраз – дисфункция теменно-височных отделов.

Автоматизированная речь
Моторные и сенсорные парафазии, аграмматизмы.

Повторная речь.
в) нарушение фонематического слуха или дефектов моторики, г) дисфункции заднелобных отделов, д) нарушение фономатического слуха (височные отделы – 22 поле), контаминаци и персеферации (задне-лобные отделы), нарушение моторной стороны речи, слухоречевой памяти - литеральные моторные парафразии (2-я височная извилина).

Активная речь.

Активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, аграмматизмов, соответствие, бедность лексики и т.д.

Номинативная речь.

1. Дисфункция нижних теменных и височных отделов.

2. Нарушения сомато-пространственных ощущений. Дисфункция теменных отделов мозга.

Импрессивная речь.

1. Дисфункция височных отделов.

2. Дисфункция височных отделов.

3. Патология левой височной зоны – 2-й височной извилины.

Понимание логико-грамматических конструкций.

Понимание грамматически связной речи. Патология зоны ТРО левого полушария мозга.

 

 

 

Эмоционально-волевая сфера

1. Восприятие и оценка эмоционального содержания: а) картин, б) ситуаций.

2. Связь эмоциональных состояний с мимикой.

3. Операции с изображением лиц.

 

1. а) Восприятие эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, негативизм, страхи и т.д.
б) исследуется состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей.

2. Восприятие эмоциональных состояний других людей.

3. Расстройства идентификации эмоций – поражение правого полушария.

Школьные навыки

Чтение.

1. Идеограммное чтение.

2. Чтение букв разного шрифта.

3. Чтение простых и сложных слов.

4. Чтение предложений и короткого текста.

5. Чтение про себя.

Счёт.

1. Простой счёт.

2. Чтение: а) простых числе, б) сложных, в) сравнение чисел.

3. Разрядное строение числа, нахождение цифры в разрядной сетке.

4. Счётные операции.

5. Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток.

6. Оптическое восприятие чисел и цифр.

Чтение.

1. Грубое поражение мозга.

2. Оптическое восприятие букв – дисфункция затылочных или теменно-затылочных отделов.

3. Исследование чтения на уровне слов.

4. Литеральные и вербальные парафазии, персеверации.

5. Дисфункция нижне-теменных и верхне-височных зон коры левого полушария.

Счёт.

1. Просто поединичный счёт и счёт по группам.

2. Исследуется называние чисел, соотношение наименования с числом, понимание разрядного строения числа.

3. Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга.

4. Понимание арифметических действий, счёта в уме. Дисфункция лобных и теменных отделов мозга.

5. Пространственная ориентировка в счётных операциях. Патология теменно-затылочных отделов.

6. Трудности опознания связаны с дисфункцией затылочных отделов. Вторичная акалькулия.

Особенности левого и правого полушария

Левое полушарие

Правое полушарие

Рационально

Иррационально

Конвергентное мышление

Дивергентное мышление

Речь монотонна

Речь экспрессивна

Легче писать текст

Легче диктовать текст

Математики, инженеры

Художники, писатели, дизайнеры

Отвечает за логику

Отвечает за интуицию

Словестно-логический характер познавательных процессов

Конкретно-образный характер познавательных процессов

Оперирование словами и знаками

Оперирование образами

Сукцессивные функции

Симультанные функции

Ведущая модальность-аудиальная

Ведущие модальности-визуальная и кинестетическая

Речь грамматически правильна

Речь сбивчива, с запинками

 

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна