Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Практически каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с такими негативными эмоциями, как вина и стыд. В случае вины фокус внимания направлен на себя. В стыде же фокусом внимания являются другие люди. Данные чувства являются изматывающими, в некоторых случаях практически невыносимыми, соответственно, человек старается любыми способами избавиться от них, но удаётся это не всегда. И в этом случае не будет лишним обратиться на помощью к профессиональному психологу, который поможет справиться с данными состояниями.

На самом деле, стыд и вина доступны не всем. К примеру, люди с психическими расстройствами, органическими поражениями головного мозга, а также обладатели демонстративного типа личности практически не способны чувствовать стыд. Те же самые отклонения блокируют и возникновение чувства вины, которое недоступно и психологически незрелым, инфантильным личностям. Так что и стыд, и вина, в целом являются нормой и показателем психического благополучия, если только они не приобретают патологический хронический характер.

Вина

Чувство вины — непродуктивная и разрушительная эмоциональная реакция человека. Другими словами, это агрессия, которая направлена на самого себя, самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию и самоосуждению.

Формирование комплекса вины (навязчивого состояния, когда вина иррациональна, но ощущается постоянно в повседневной жизни, фоновое состояние) происходит в возрасте от трёх до шести лет (на фаллической стадии формирования личности). Происходит это формирование следующими путями:

1) Вина как мера воспитания: если ребёнок провинится, с целью корректировки его будущего поведения родители жёстко указывают на то, как его поступок повлиял на других.

2) Перекладывание родительской вины на ребёнка: в случае, если родитель не может признать и адекватно воспринять свою ответственность за то или иное поведение, он перекладывает эту ответственность на ребёнка в виде вины («Я много работаю, чтобы обеспечить тебе достойную жизнь»).

3) Завышенные требования к ребёнку: желание, чтобы ребёнок был лучше (в учёбе, спорте и т. п.) создаёт у него ощущение, что он всегда «не дотягивает» до какого-то идеального стандарта, каким видят его родители.

4) Вина в наследство: если из поколения в поколение бессознательно родственники испытывают чувство вины, всё их воспитание складывается вокруг попыток компенсировать эту вину, что безмолвно и также неосознанно передаётся детям.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Несмотря на то, что чувство вины причиняет сильный дискомфорт её владельцу, нередки случаи, когда клиенту очень сложно с ней расстаться. Это может происходить по следующим причинам:

- у человека есть иллюзия, что всё ещё можно изменить, следовательно, чувство вины служит некоторым «якорем», подсказкой, что нельзя забывать о произошедшем;

- повышение самооценки: если я испытываю вину, значит я не такой плохой, как обо мне могут подумать в данной сложившейся ситуации;

- уход от действительности, желание жить в прошлом, не решая сегодняшних проблем.

Работа с чувством вины

1. В первую очередь, необходимо создать зону доверия и безопасности. Человеку важно знать, что его не осудят, не будут над ним насмехаться, не станут объяснять, как нужно было поступить.

2. Оказание поддержки и нормализация чувства. Необходимо донести, что чувство вины не противоестественно, оно сложилось в прошлом в ситуации, когда было необходимо, чтобы защитить от более разрушительных состояний.

3. Рассказ о ситуации, в которой человек чувствует свою вину, происходит в следующем порядке:
- для начала мы просим описать ситуацию так, как хочет клиент, как он её видит, что он в ней чувствует;
- после ту же ситуацию он должен рассказать хронологически — что за чем произошло, по факту, без эмоций.

4. Анализ вида виды: рациональная это вина или иррациональная. Рациональная вина возникает в тех случаях, когда действительно был совершён поступок, в результате которого объективно пострадали другие.

Иррациональная вина бывает следующих видов:

- вина неудачника — несоответствие ожиданиям других;
- вина родившегося ребёнка или вина за рождение;
- вина перед родителями или вина за жизнь;
- вина после падения социального статуса (увольнение, развод, отчисление из университета и т. п.);
- вина жертвы;
- вина после потери близких (вина выжившего);
- глобальная вина;
- вина, внушаемая общества или социальная вина;
- сексуальная вина;
- религиозная вина;
- самонакладываемая вина;
- хроническая вина (невроз вины);
- вина за любовь.

Здесь же необходимо выявить, существуют ли описанные выше причины «застревания» в данном чувстве.

5. Важно донести до клиента, что каждый человек в конкретный момент времени из всех доступных ему действий выбирает лучшее из них. Человек, испытывающий вину, должен понять, что время линейно, ни он, ни кто-либо другой не может отправиться в прошлое и что-либо там изменить. Но всегда есть возможность сделать что-то сегодня. Эффективным способом преодоления рациональной вины будет поиск возможностей компенсировать поступок. Это может быть благотворительная деятельность, участие в волонтёрских программах, оказание материальной помощи пострадавшему или его семье.

Полезным на данном этапе будет освоение техник прощения, к примеру, письмо прощения самому себе.

6. После проделанной работы необходимо, чтобы человек озвучил реальное объективное видение ситуации.

7. В случае иррационального чувства вины очень важно добавить работу с манипуляциями, работу с границами и убеждениями. Необходимо научить человека разотождествляться с другими, не принимая на себя их чувства, например, при помощи «Молитвы гештальтиста» Фредерика Перлза:

Я — это я, а ты — это ты.
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты – это ты, а я – это я.
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

Стыд

Стыд — это чувство замешательства или унижения, когда недостатки или проступки, скрытые ранее, становятся известными другим или самому себе.

Стыд начинает формироваться в возрасте от года до трёх лет (на анальной стадии формирования личности). И происходит это по следующим путям развития:

1) Стыд и страх отвержения («Если будешь плакать на людях, отдам тебя злому дяде»).

2) Стыд как воспитательная мера и рычаг воздействия («Веди себя нормально, люди на тебя смотрят»).

3) Стыд в наследство: неосознанный стыд, который передаётся из поколения в поколение неосознанно.

4) Стыд и нарушение базового доверия к миру.

5) Стыд за близких, за дисфункциональную семью, проблемы со здоровьем, бедность и т. п.

Работа с чувством стыда

1. В первую очередь, необходимо создать зону доверия и безопасности: принимать всё, на что жалуется клиент, не осуждать.

2. Нормализация состояния с целью преодоления сопротивления, создание раппорта с клиентом.

3. Поощрение рассказа о конкретной ситуации, за которую человек испытывает стыд.

4. Идентификация стыдящей фигуры: чей голос чаще всего стыдил, унижал, заставлял чувствовать себя неловко? Какие слова говорит этот голос? Как выглядит владелец этого голоса?

5. Анализ причин поведения стыдящего — как позитивных, так и негативных.

6. Возвращение стыда стыдящему. Найти чувство стыда в своём теле, где оно, на какой предмет или какое явление (существо, энергию) оно похоже, какого оно цвета, какого размера? Необходимо представить перед собой стыдящего и буквально отдать ему эти чувство со словами: «Это не мой, это твоё. Я отдаю это тебе. Мне это не нужно»

7. Обучение техникам релаксации, центрированному дыханию: опора под ногами и под спиной, можно делать лёжа, но стопа должна быть в опоре. Делается на протяжении семи минут. Рука кладётся на живот, воздух входит в живот, выходит из груди. Про себя необходимо повторять: "Заходит, идёт вверх, выходит с выдохом".

Противопоказанием этого пункта являются сильные травмы (например, насилие), хронические травмы.

Очень часто вопрос различий стыда и вины встаёт перед психологами. Всё очень просто: вина возникает в тех случаях, когда нами был причинён вред другому (или нам кажется, что вред был причинён). В случае стыда вреда другим нет. Зачастую и стыд, и вину человек испытывает одновременно в одной и той же ситуации, что и провоцирует спутанность данных понятий.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна