Экспериментальная общеобразовательная школа Михаила Петровича Щетинина существует с 1994 года. Истоки эксперимента лежат в 80-х годах, когда директор школы планировал создать школьный агропромышленный комплекс, в котором сочетались бы учёба в первой половине дня, и труд школьников во второй половине. С 2010 года школа находится в структуре Российской Академии Образования.
Щетинин Михаил Петрович (р. 6.10.1944), русский педагог, академик РАО. С конца 1960-х ведет экспериментальную педагогическую работу. С середины 1970-х Щетинин занимается вопросами обучения и воспитания сельских детей. Частью его педагогической системы является развитие личности и гражданское становление ребенка через «погружение» в духовную историю России.
Педагогической системе Щетинина свойственно несколько принципов.
Духовному развитию в школе уделяется особое внимание. При этом любовь к Богу, любовь к ближнему прививается не путём лекций и нравоучений. Взрослые своим примером показывают детям, что есть духовность. Сам образ жизни направляет учащихся видеть красоту вокруг и развивать духовность в себе.
В этой школе отсутствует система классов. В группах присутствуют дети разных возрастов. А те, кто успешно освоили программу и сумели подойти к работе творчески, получают шанс побыть в роли учителя. Почётная должность способствует развитию ответственности и стремлению развиваться и учиться. Сам же учитель (преподаватель) является скорее наставником. В школе нет звонков, нет домашних заданий. Отсутствие домашних заданий позволяет наставникам рассматривать склонность и направленность мышления учеников. К ученикам же принято относиться как к сотрудникам, равным по званию и социальному положению.
Обстановку вокруг себя ученики создают сами. Детей в школе не много, всего 350 человек. Они занимаются творчеством, хозяйством. Ремонт, строительство, обслуживание помещений и территории школы — всё это осуществляется учащимися. Особое внимание уделяется физической подготовке, где учат рукопашному бою с целью снятия агрессии и обучению защиты от нападающего.
Обучение в школе академика Щетинина бесплатное. В школе нет ни чётких графиков уроков, ни специально отведённых для занятий кабинетов. Уроки проводятся в удобное время в удобном помещении, либо на свежем воздухе, если позволяет погода. Периодически школа использует систему «погружения», при которой на определённый предмет отводится определённый день, или даже целая неделя. «Погружение» происходит раз в несколько месяцев. Начиная с общих представлений о предмете, ученик постепенно расширяет знания о нём, сочетая процесс обучения с творчеством. По итогам "погружения" сдаётся зачёт, либо экзамен по ВУЗовской программе.
Балловая система оценок так же не относится к данной школе. Щетинин считает, что каждый человек обладает огромным потенциалом для саморазвития. Главное - предоставить для этого возможности, а так же предоставить максимум свободы. Кроме того, при развитии ребёнка важно учитывать его природные склонности, и позволить каждому развиваться в своём темпе и в свои сроки.
Ученики проживают на территории школы, имея возможность периодически приезжать домой, но, как правило, встречи с родителями происходят очень редко - несколько раз в году.
Предпочтительное питание для учащихся — вегетарианское.
Концепция школы такова, что каждый ребёнок воспринимается как высокоразвитая личность. Подход к каждому ученику индивидуальный, но все решения принимаются коллективом вместе. Но школа не может принять всех желающих. При отборе учащихся уделяется внимание способность уживаться в коллективе, самостоятельность, личностные характеристики. При поступлении вводится испытательный срок - две недели, по результатам которого и принимается решение о принятии в школу или отказе. Религиозных цензов для поступления нет.
Каждый выпускник получает базовое высшее историческое образование и 15 разных рабочих специальностей (швея, строитель, повар, отделочник и т.п.).
Методика данной школы совсем не распространена, в настоящее время существует всего одна школа в Текосе, несмотря на то, что данная система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как лучшая в мире, а сам учитель признан величайшим человеком тысячелетия.
Несмотря на заявленные преимущества, школа академика Щепинина зачастую подвергается критике. Так, к примеру, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ А.Л. Дворкин считает, что данная школа представляет собой жёсткую тоталитарную секту, преследующую политические цели.