Новорожденный ребёнок уже способен испытывать эмоции. В первую очередь, это страх, например, от громкого звука. Наибольшую же степень выраженности страха обретается в возрасте примерно 7 лет, когда ребёнок поступает в первый класс, при чём у девочек страх выражен сильнее, чем у мальчиков.
Какие же конкретные причины могут вызывать страх у детей младшего школьного возраста?
1. Природные явления, стихийные бедствия: гроза, темнота, пожар, наводнение, землетрясение и т.п.
2. Сказочные герои, персонажи книг, фильмов: баба-яга, бабайка, привидения пираты.
3. Животные: как правило, не встречающиеся часто — змея, волк, крокодил, акулы и т.п.
4. Несчастные случаи и рискованные занятия: падение с горки или при катании на лыжах, травмы и т.п.
5. Транспортные средства, в т.ч. лифты, самокаты и т.п.
6. Факторы школьной жизни: учителя, директор, старшеклассники, контрольные, оценки и т.п.
6. Непонятные символы: то, что напугало в прошлом, например, пятно на стене, шаги в коридоре, отражение в стекле и т.п.
7. Смерть, одиночество, незнакомые люди, боль, громкие звуки, наказания, социально-экономические изменения в обществе.
Важная задача взрослых и детских психологов — объяснять страхи ребёнка, объяснять, почему происходит громкий звук во время грозы, прояснять, что шаги за стеной — это шаги реального человека, что не все незнакомые люди представляют опасность, хотя, безусловно, призывать быть осторожнее тоже необходимо.
Стыд тоже воспринимается детьми как страх. Иногда он может встречаться и у дошкольников, т. к. формируется он уже в возрасте от 3 до 6 лет.
У стыда всегда социальное значение, мы не можем испытывать чувство стыда вне социума.
Иногда стыд может быть достоинством, заставляющим развивать свои способности, чтобы быть не хуже других. Но, как подчёркивает психолог Изард, стыд может также препятствовать развитию целостности человека, потому что стыд находится в зоне формирования его комфортности и заставляет людей отказываться от своих желаний и поступков, далеко не всегда плохих.
В раннем детстве гнев вызывается ограничением свободы движений, но в 2-3 года у ребёнка развиваются ревность и зависть — как социальные формы гнева.
Гнев быстро мобилизует энергию человека и готовит его к защите. Внешне гнев проявляется в покраснении лица, напрягаются мышцы лица и шеи, дети зачастую сжимают кулаки, в результате чего появляется чувство смелости, но, если взрослые могут удержать свой гнев, то ребёнок этому ещё не научился. Неумеренный гнев побуждает к импульсивным действиям, который может приносить вред для отношений. Но и тот гнев, который не выплёскивается наружу, который ребёнок вынужден подавлять, становится опасным для самого ребёнка. В результате подавленного гнева могут проступать телесные реакции, такие, как зуд, крапивница и т. п. Поэтому очень важно учить ребёнка правильно выплёскивать свой гнев: побить подушку, поплакать, посмеяться, покричать.
1. Помехи — физическому и эмоциональному комфорту.
2. Правила
3. Оскорбления
4. Обманы и многое другое.
Взрослым стоит помнить, что развитие агрессивности у детей стимулируется наказаниями. Далеко не всегда стоит наказывать ребёнка за тот же гнев, для начала важно разобраться в причинах: одно дело, если ребёнок показывает сильную эмоцию из-за того, что вы не купили ему очередную «хотелку», совсем другое, если это гнев в результате конфликта с товарищем.
Удовольствие — это тоже одна из эмоций. Удовольствие у младенцев побуждается только контактным взаимодействием: убаюкивание, поглаживание. При дальнейших социальных контактах развивается радость и счастье как ожидание удовольствия.
Радость дети тоже выражают по-разному. Многие исследования показывают, что когда ребёнок переживает удовольствие во время игры, то эмоциональная сфера возрастает, и если есть страх, то удовольствие помогает детям справиться с ним.
Необходимо забывать, что ребёнок получается удовольствие только от того, что ему интересно. Например, предложить интересную на ваш взгляд игру не всегда актуально для удовольствия, если ребёнок не испытывает любопытства в этой игре.
Наибольшее удовольствие ребёнок младшего школьного возраста получает от любви, ласки, заботы значимого взрослого — того, кто несёт за него ответственность: родители, первый учитель. Если со стороны учителя есть любовь и забота, то дети испытывают больший интерес к образовательному процессу.
Чтобы не создавать развитие отрицательных эмоций, необходимо как можно меньше погружать ребёнка в ситуации, которые вызывают эти эмоции. К сожалению, это возможно далеко не всегда, но, тем не менее, к примеру, в школьной жизни создать положительные ситуации реально: следить за отношениями в коллективе, предотвращать конфликты и т. п.