Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Развод — достаточно частая проблемная ситуация, с которой люди обращаются к психологу. Следует разделить работу психолога в этом случае как работу со взрослыми, переживающими расставание, так и работу с ребёнком, который становится невольным заложником обстоятельств.

 «Любой развод, даже желанный, - серьёзная травма, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации жизни и переживается иногда долгие годы»

 

(Ю. Е. Алёшина).

Что же такое развод?

Развод — это результат развития кризисного отношения семейной пары, когда как минимум один партнёр, а иногда и оба партнёра, не видят дальнейшего развития отношений и желают начать новую жизнь раздельно.

Работа психолога с темой развода — это не просто вид психологической коррекции. Психологу в этом случае важно быть юридически грамотным, хорошо осведомлён о юридических аспектах развода. Между бывшими супругами часто возникают споры по делению имущества или по вопросу дальнейшего места проживания детей. Психологу ни в коем случае нельзя забывать об ограничениях своих полномочий: мы имеем право провести диагностику детей, но не имеем права выносить решение о том, с кем из родителей ребёнку стоит остаться жить.

Типы разводов

Выделяют два основных типа разводов:

1. По взаимному согласию супругов

Однажды в семейной жизни наступает такой момент напряжённости в отношениях, когда обе стороны осознают, что сохранить семью уже невозможно и дальше нужно будет двигаться отдельно друг от друга, позабыв прежние привычки и прежний уклад жизни. И, даже если обе стороны готовы принять жизненные перемены, избежать неловкости или даже страха не всегда удаётся.

2. Одностороннее расторжение брака

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Когда для второй стороны отсутствуют видимые причины для развода, он испытывает те или иные чувства, тогда нельзя делать вывод о том, кто из супругов более агрессивен и кто испытывает больший стресс. Для каждой стороны это свои чувства и каждому из них требуется поддержка.

Направления работы психолога

«Система работы с семьями может строиться в двух направлениях: помощь отдельному человеку, внимание к его личным проблемам и изучение конфликтующих социальных групп, представленных в конкретной семье»

 

(В. Сатир)

Основными тенденциями психотерапии в ситуации развода являются:

- работа психолога с человеком, который обратился за помощью;

- работа психолога с «расширенной семьёй», которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей.

Схема работы

1. Знакомство и установление контакта

Если контакт не будет установлен, человек не сможет искренне раскрыться перед психологом.

2. Диагностика эмоционального состояния клиента

Полноценные диагностические методики используются в том случае, если человек не в состоянии описать своё состояние, свои эмоции. Если же клиент в контакте со своими чувствами, диагностика проводится в формате уточнения, уточняющих вопросов.

Для диагностики используются:

- МЦВ Люшера

- СМИЛ

- Тест Кеттела

- Тест УСЦД Фанталовой

- Тест жизнестойкости Мадди

3. Работа с чувствами (страхом, виной, злостью, бессилием, депрессивным состоянием и др.)

Арт-практики

Хороший эффект при работе с эмоциями даёт арт-терапия.

Психолог может предложить клиенту большой лист А3, краски, кисточки, и попросить излить все чувства, которые тот сейчас испытывает, на бумагу. Стоит помнить, что при депрессии используется работа только с красками. На стадии гнева можно рвать бумагу, рисовать ручкой резкие линии, лепить из пластилина.

Арт-техника "Башня гнева":

Клиенту предлагается выписать на листок бумаги всё, что его злит. Можно каждое отдельное предложение писать на разных листочках. А после стоит скомкать эти надписи, проговаривая вслух компоненты, вызывающие злость, не стесняясь в выражениях. А из того, что в итоге получится, построить башню. Это может быть любая "постройка" - дом, маяк, замок... Что чувствует клиент, когда башня уже готова? Что он хочет с ней сделать? Будущее своей башни определяет сам клиент: он может захотеть её сломать или сжесь, а может, наоборот - склеить и раскрасить. 

Символдрама

Наиболее часто используется мотивы мудреца и мотив безопасного места кататимно-имагинативной терапии.

Телесно-ориентированная психотерапия

При работе с женщинами лучше всего подходит танцевально-двигательная терапия. Энергия действий, которые человек очень хочет сделать, но не может, застревает в теле, и остаётся, если не дать разрядки, что повлечёт за собой различные психосоматические заболевания. Движение поможет вернуться к себе, осознать себя, принять себя, услышать голос своего тела. Музыка при этом выбирается самим клиентом.

Мужчины же чаще предпочитают более стогие техники - это различные спортивные движения, техники заземления и т.п.

4. Работа с личностными границами, созависимым и зависимым отношением

Многие клиенты, переживающие развод, жалуются, что их родственниками или друзьями нарушаются их личные границы: их призывают к примирению или, наоборот, усиливают негатив. Важно научить клиента отстаивать свои границы при помощи:

- Беседы: объяснить, что вообще такое личные границы, почему они важны, что хотелось бы сказать людям, которые их нарушают?  

- Упражнения с верёвочками или лентами и посланиями к «нарушителям границ»: выписать нарушителей на бумагу и подумать, на каком расстоянии в идеале бы они находились. Верёвочкой выложить вокруг себя то пространство, в которое нельзя проникать другим людям. Написать письмо о границах, обсудить ощущения.

 - Телесного осознания границ: прощупать себя от стоп до головы, нажимая ощутимо на каждую точку.

5. Работа с психологическими травмами, которые будут «выплывать» к этому времени, со стрессами

Если клиент воспринимает развод, или то, что происходило в браке, как серьёзную травму, в этом случае отлично подходит метод десенсибилизации и переработки движениями глаз.

6. Осознание своих желаний, чувств, потребностей, понимание себя

- Чего хочется прямо сейчас? Что можно сделать прямо сейчас?

- Диалог с Внутренним ребёнком: ситуация развода зачасту может спровоцировать регресс, клиент оказывается в состоянии малыша, который теряет того, в ком очень сильно нуждался. Важно поддержать себя, вернуть себе опору. Для этого прекрасно подойдут любые методы работы с внутренним ребёнком, например, Лестница.

- Ресурсные места, предметы, действия, воспоминания.

7. Диагностика и работа с экзистенциальными проблемами: одиночество, смысл жизни и т. п.

8. Интеграция опыта

Каким бы страшным ни воспринималось такое событие, как развод, важно дать понять, что это жизненный опыт, а не конец жизни. Для формулирования выводов, на основе опыта, прекрасно подойдут следующие техники:

- Сказкотерапия (можно разыгрывать сценки с героями, имена которых отличаются от имён супругов).

- Техника «Фотоальбом»: просмотр фотографий прошлого, показывающих, что развод — лишь одно из событий жизни, но не вся жизнь.

- Метафорические ассоциативные карты.

8. Цели и планирование будущего

Сопровождение детей в ситуации развода родителей

Реакции детей на развод родителей может сопровождаться следующими симптомами:

Дети грудного возраста — эмоциональная депривация/чрезмерная забота

Дети дошкольного возраста — депрессивные, тревожные реакции, чувства вины, утраты, регрессия игры, замкнутость, агрессивность, снижение самооценки, задержка развития

Дети младшего школьного возраста — чувства злости, обиды, заброшенности, стыда, снижение успеваемости.

Дети подросткового возраста — отрицание чувства любви, разочарование в жизни, подавленность, безысходность, мнительность, фобии, снижение самооценки, жестокость.

Выявление травматических переживаний у детей:

1. Наблюдение за ребёнком.

2. Индивидуальные беседы с ребёнком и его родителями.

3. Применение психодиагностических методик: 

- депрессия — Шкала депрессии Бека от 13л., Опросник детской депрессии М. Ковач 7-17л.)

- тревожность/страхи — Незаконченные предложения Сакс, Тест-сказка Дюсс от 6л., Шкала явной тревожности Прихожан 7-12 л.)

- личностные (Айзенка, Кеттела, Агрессивность и конфликтность Ильин/Ковалёв) и др.

Этапы работы с детьми

1. Установление доверительного контакта: совместный рисунок , «я один из… (что я делаю как член семьи, как ученик класса, как участник консультационной группы — есть и другие роли, кроме семьи), «Так же, как и ты, я…» , «В отличие от тебя, я...» и др.

2. Проработка травматических переживаний.

3. Помощь в «отделении» от травмы, развитие способов социальной адаптации.

Родителям и психологу никогда не стоит забывать железное правило поведения в самолёте: "Маску сначала на себя, потом на ребёнка". Поэтому в ситуации развода в первую очередь помощь оказывается родителям.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна