Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Созависимые привычки определить довольно легко, гораздо легче, чем контрзависимые. Основные признаки созависимости просматриваются в примерах, подобных приведенным ниже:

  • чувство тревоги и неуверенности по неизвестной причине;
  • постоянное беспокойство по поводу того, что другие люди вас отвергнут;
  • ощущение того, что вы оказались в ловушке жестоких отношений;
  • недоверие к себе и к собственным решениям;
  • проявление заботы о других вместо заботы о себе;
  • стремление угодить другим людям;
  • ничтожно малое количество либо полное отсутствие личных границ;
  • незнание того, что вы хотите, или того, что вам надо;
  • исполнение роли жертвы или мученика.

В отличие от людей, которым свойственно что-то из выше сказанного, другой человек, затерявшийся где-то в офисном здании, работающий до позднего вечера, возможно, не в состоянии определить свои контрзависимые привычки, поскольку они не так очевидны, хотя и так же вредны. Возможно, люди, проявляющие черты контрзависимости, имеют те же самые неудовлетворенные потребности в близости и интимности, как и люди с созависимостью, но эти их потребности скрыты — не только от других, но и от них самих, так как контрзависимые люди с осуждением относятся к тем, кто в чем-то нуждается. Контрзависимые люди располагают оправданием, подобным своим мыслям: когда-то в прошлом, когда они проявляли свою слабость и уязвимость, кто-то высмеял их или отверг — именно по этой причине.

Как вы можете различить, имеет ли взрослый человек контрзависимые привычки? Когда вы просмотрите приведенный ниже список с характерными признаками, вы, вероятно, признаете, что некоторые из них напоминают вам скорее о двухлетнем, чем о взрослом человеке. Это не удивительно, потому что люди, социальные и эмоциональные потребности которых остались неудовлетворенными в первые три года жизни, переносят их на последующие периоды. Потом эти потребности всплывают во взрослых отношениях и препятствуют близости. Это является главной причиной контрзависимых моделей поведения у взрослых людей. Когда люди не удовлетворяют свои развивающие потребности в детском возрасте, они начинают замечать, что лишь «играют во взрослых».

Когда вы будете читать этот список признаков, обратите внимание на то, сколько из них вы признаете у себя. Первый шаг в понимании своих контрзависимых привычек как попыток удовлетворить насущные потребности в развитии состоит в том, чтобы определить для себя компенсирующие модели поведения. Итак, честно ответьте себе, вы:

Признаки контрзависимости

  • с трудом сближаетесь с людьми?
  • с трудом сохраняете близость в интимных отношениях?
  • имеете привычку считать людей плохими или порочными, когда вы их оставляете, или они оставляют вас?
  • испытываете трудности в переживании каких-либо чувств, кроме справедливого гнева или досады?
  • боитесь, что люди вас контролируют?
  • имеете привычку говорить «нет» новым идеям, предложенным другими?
  • оказываете противодействие людям, которые пытаются, как вам кажется, чересчур сблизиться с вами, или сразу же расстаетесь с ними?
  • ощущаете тревогу в близких, интимных отношениях?
  • постоянно боитесь допустить ошибку?
  • пытаетесь быть безупречным и ждете того же от других?
  • воздерживаетесь от того, чтобы просить помощи, даже когда она вам нужна?
  • имеете непреодолимую потребность быть правым?
  • имеете толстые прослойки из мышц или жира на плечах, груди или животе, которые создают для вас своего рода телесную броню?
  • опасаетесь быть загруженным потребностями других людей?
  • боитесь, что другие люди отвернутся от вас, если вы проявите свои слабости или страхи?
  • легко теряете интерес и вынуждены искать что-либо захватывающее?
  • предъявляете высокие требования к себе или к другим? 
  • склонны считать людей во всем хорошими или во всем плохими, в зависимости от того, как они к вам относятся?
  • работаете сверхурочно в течение недели и, кроме того, ходите на работу по выходным?
  • слишком загружены своими увлечениями, развлекательными мероприятиями или другими делами?
  • с трудом можете расслабиться или сидеть без дела?
  • испытываете трудности со свободой действий или организацией вашего времени?
  • ощущаете вспышки гнева, когда что-то идет не так, как вам хочется?
  • подвергаете себя неоправданному риску в спорте или в делах, втайне надеясь, что они сделают вас богатым и знаменитым?
  • считаете, что имеете право на то, чтобы другие относились к вам по-особенному?

Подобно людям с созависимыми привычками, людям с контрзависимостью также кажется, что они не могут достичь целостности без посторонней помощи. Однако они пытаются скрыть этот факт от остальных и внешне могут выглядеть так, как будто им никто не нужен. Для того чтобы создать подобную иллюзию, им часто приходится тратить огромное количество энергии на введение в заблуждение самих себя и других относительно объема своих потребностей.

Нередко они осуществляют это посредством чересчур активной деятельности, которая может быть оценена и вознаграждена другими (работа, увлечения, развлечения, спорт, общественная деятельность — все то, что обеспечивает им занятость (или видимость занятости) и позволяет производить хорошее впечатление). Таким способом они — на самом-то деле — прячутся от самих себя, в надежде, что им не придется испытывать внутренние переживания, связанные с возможностью быть отвергнутыми, брошенными, оскорбленными или подавленными теми людьми, с которыми они были близки в детстве. В число этих людей могут входить их родители или те, кто имел отношение к их воспитанию, например учителя, старшие братья и сестры или ровесники.

Фостер Клайн, специалист по изучению детей с искажением личности, был одним из первых, кто описал основные черты детей из группы высокого риска с нарушениями привязанностей. Согласно характеристике Клайна, дети из группы высокого риска:

  • не способны любить и принимать любовь;
  • совершают поступки во вред себе;
  • проявляют грубость по отношению к другим;
  • прибегают к лицемерию или вводящим в заблуждение «сладким беседам»;
  • имеют серьезные проблемы с воровством, тайными запасами и объеданием;
  • плохо контролируют свое поведение;
  • не имеют длительных дружеских отношений;
  • проявляют дефекты при зрительном контакте.

Причины контрзависимого поведения взрослых людей

Вы можете самостоятельно проанализировать следующие возможные причины проявленяи контрзависимости в своей жизни.

  1. Отсутствие у человека достаточной привязанности к своим родителям в первый год жизни.
  2. Неспособность родителей помочь своему ребенку в течение второго и третьего года жизни стать эмоционально независимым.
  3. Перенесение человеком травм, связанных с развитием, полученных в результате различных изощренных форм насилия и/или пренебрежения.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Вы можете начать оправдывать своих родителей, вы можете начать отрицать свои истинные чувства грусти и печали. Вы можете начать злиться, но ваша злость будет лишь защитной реакцией взрослого человека, который пытается уберечь своего внутреннего ребёнка, не подпуская к нему никого. От чего он так же страдает в своей эмоциональной изоляции.

Наряду со страхом столкнуться с воспоминаниями о травмах, часто возникает сопутствующее явление, способствующее тому, что травмы притягивают и завораживают людей. Естественный процесс обучения человека основан на повторении действий, пока урок не будет усвоен или травма не получит исцеления. Фрейд называл это вынужденным повторением. Нас привлекает то, чего мы боимся. Таким способом мы можем избавиться от травмы. Вот почему многие люди с удовольствием смотрят сцены жестокости в кино и испытывают удовольствие от смертельного страха. В то время как внешне люди могут проявлять пристрастие к жестокости, они по-прежнему пытаются понять и исцелить свои травмы, полученные в раннем детстве. Когда маленькие дети, не завершившие свое психологическое рождение, наблюдают сцены жестокости дома или по телевизору, они воспринимают их как нечто происходящее непосредственно с ними.

Если причины грубого обращения достаточно очевидны и заметны, то причины травм, связанных с развитием более скрыты. В связи с этим их труднее распознать, так как внешне «ничего не происходило», за исключением того, что социальные и эмоциональные потребности ребенка были лишены внимания со стороны значимых для него взрослых людей.

  • Грубое обращение, пренебрежение или эмоциональное отречение в течение первых трех лет жизни ребенка.
  • Нарушения в нормальной последовательности развития.
  • Затянувшееся, частое или преждевременное разлучение матери и ребенка в период ранней привязанности в связи с болезнью.
  • Ежедневные краткие эмоциональные перерывы в связи между матерью и ребенком.
  • Частое вторжение за физические, психологические и эмоциональные границы ребенка.
  • Отсутствие понимания потребностей ребенка.
  • Отсутствие безопасных и четких ограничений на стадии знакомства с миром.

Последствия травм, связанных с развитием

  • Задержки в развитии, которые могут порождать «недорослей».
  • Возникновение нарушенных привязанностей (двойственных или тревожно-избегающих).
  • Недостаток зрелости.
  • Нарушение процесса познания из-за отсутствия эмоционального общения.
  • Использование примитивных методов решения проблем, включающих в себя применение жестокости.
  • Расстройство психической деятельности по женской линии.
  • Агрессивное, импульсивное, противодействующее и сверхактивное поведение у мужчин.

Уильям Поллак, автор книги «Реальные мальчики», говорит, что, «когда родители или другие взрослые теряют связь с маленькими мальчиками, мальчики учатся молча страдать, и, вместо того чтобы плакать слезами, они, в конечном итоге, начинают „плакать пулями“». Это соответствует описанию событий в жизни убийц из школы «Колумбина» Эрика Харриса и Дилана Клеболда. Они использовали жестокость, чтобы высвободить свою скрытую ярость, накопленную в детстве и в школе, в связи с пренебрежительным отношением к ним.

 

Материал взят из книги "Бегство от близости". Уайнхолд.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна