Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Типичное развитие супружеских пар, семей, групп, организаций и национальных государств — а также всего человеческого рода в целом — проходит те же самые четыре этапа развития, что и отдельные индивидуумы:

  1. созависимость;
  2. контрзависимость;
  3. независимость;
  4. взаимозависимость.  

Каждый этап состоит из определенных развивающих процессов, которые должны быть завершены для того, чтобы человек мог перейти к следующему. Если какой-то этап не завершен, развитие задерживается, и переход к следующему этапу затрудняется.Большинство людей остаются на этапе созависимости и контрзависимости и стараются завершить определенные развивающие процессы этих двух этапов в своих взрослых отношениях. Поскольку им хочется казаться взрослыми, многие люди в зрелом возрасте скрывают или игнорируют свои неудовлетворенные потребности, сохранившиеся со времен этих детских этапов. В приведенной ниже таблице «Этапы развития и основные развивающие процессы формирования человека» дается краткое описание каждого этапа и перечисляются основные развивающие процессы, которые должны быть завершены во время его прохождения.

Этап развития (и первоочередная задача) Основные развивающие процессы формирования челвоека Рекомендуемые навыки для завершения развивающих процессов формирования человека

Созависимость (от момента зачатия до шести месяцев)

Связь и привязанность

Мать:

  • получает хорошее наблюдение и поддержку во время беременности

Ребенок:

  • переживает естественные роды с безотлагательным вмешательством для оказания помощи при возникновении родовых травм;
  • достигает устойчивой, надежной связи и привязанности с матерью и/ или другими взрослыми, которые о нем заботятся;
  • обучается простейшему доверию родителям благодаря устойчивой обратной связи;
  • приобретает навыки эмоционального восстановления;
  • создает прочную внутреннюю рабочую модель себя и других;
  • приобретает навыки разумного эмоционального общения и социального взаимодействия с родителями и другими людьми;
  • прочно привязывается к братьям и сестрам, а также к другим родственникам.

Мать:

  • во время беременности соблюдает высококачественную диету и ограничивает источники стресса в своем окружении, чтобы предотвратить риск выработки кортизола;
  • получает эффективную эмоциональную и физическую поддержку в послеродовой период;
  • обеспечивает полный заботы и благоговения тактильный и зрительный контакт; она нежно смотрит на ребенка, поет ему и говорит с ним ласковым голосом Родители: •планируют и хотят рождения ребенка;
  • строят отношения с ребенком еще до его рождения;
  • используют ненасильственные методы проведения родов;
  • практикуют заботу и совместное пребывание матери и ребенка в роддоме, а также имеют продолжительный телесный контакт обоих родителей с ребенком в первые 24 часа после рождения.

Ребенок:

  • своевременно получает эмоциональное и тактильное утешение, способствующее исцелению травм, связанных с развитием, полученных при нарушении обратной связи с родителями;
  • получает безусловную родительскую любовь;
  • получает достоверное зеркальное отображение и подтверждение своей сущности от родителей.

Близкие и дальние родственники:

  • обеспечивают устойчивый, заботливый и чуткий контакт;
  • создают комфортное защитное окружение для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности и выживании.

Контрзависимость (от шести месяцев до трех лет)

Отделение и развитие индивидуальности

Ребенок:

  • завершает процесс психологического отделения от родителей;
  • учится безопасному изучению окружающего мира;
  • учится доверять своим собственным мыслям, чувствам и поступкам и управлять ими принятыми в обществе способами;
  • усваивает существующие физические и социальные ограничения;
  • развивает в себе разумный нарциссизм;
  • разрешает внутренние конфликты между единением и отделением (у меня все в порядке, у вас все в порядке);
  • развивает связь с самим собой;
  • продолжает формировать прочную внутреннюю рабочую модель;
  • завершает развитие своей индивидуальности или процесс психологического рождения.

Родители:

  • предлагают своевременную помощь в исцелении любых ран, связанных с нарциссизмом, или травм, связанных с развитием, которые противостоят ответным реакциям;
  • позволяют ребенку без риска изучать окружающий мир и оказывают ему в этом поддержку. В этот период они в два раза чаще говорят ребенку «да», чем «нет»;
  • создают безопасное окружение;
  • понимают и уважают потребность ребенка в развитии внутреннего управления эмоциями, особенно стыдом;
  • помогают ребенку определить собственные потребности в противовес потребностям других;
  • учат, как открыто просить об удовлетворении чьих-то потребностей;
  • не пытаются стыдить ребенка при установке ограничений и соблюдении дисциплины;
  • оказывают позитивную поддержку усилиям ребенка проявлять свое независимое «Я».

Взрослые воспитатели:

  • помогают ребенку быстро восстановить обратную связь с матерью, если она нарушается;
  • проявляют сочувствие и сопереживание, когда ребенок учится управлять своими противоречивыми чувствами, мыслями и действиями; • предоставляют достоверное отображение и подтверждение сущности ребенка;
  • позволяют ребенку быть самостоятельной личностью и доверяют его внутренним импульсам.

Независимость (с трех до шести лет)

Постижение собственного «Я» и окружающего мира

Ребенок:

  • совершенствует навыки самообслуживания;
  • овладевает процессом становления функционально самостоятельным человеком, отделенным от родителей;
  • постигает постоянство объекта;
  • формирует свои собственные основные ценности и взгляды, учится им доверять;
  • имеет прочные связи с природой;
  • овладевает навыками эффективной общественной деятельности;
  • формирует прочную внутреннюю рабочую модель себя и других; •имеет устойчивые связи с ровесниками.

Родители:

  • оборудуют помещения в доме, чтобы поддержать усилия ребенка по совершенствованию навыков самообслуживания (обучение приему пищи, одеванию, пользованию туалетом);
  • поддерживают ребенка в формировании эффективных внутренних ограничений и дисциплинарных мер;
  • помогают ребенку научиться отсрочке удовлетворения его желаний и потребностей;
  • помогают ребенку научиться эффективной эмоциональной саморегуляции и контролю;
  • помогают ребенку научиться доверять своему внутреннему руководству и здравому смыслу;
  • знакомят ребенка с правилами безопасного изучения природы;
  • помогают ребенку установить чувственные отношения с природой; •способствуют установлению обоюдного социального взаимодействия с другими детьми;
  • обучают межличностным отношениям, включая сопереживание и уважение к другим;
  • помогают ребенку в формировании навыков решения причинно-следственных проблем.

Близкие и дальние родственники:

  • поддерживают постоянный контакт, выражающий заботу и поддержку.

Взрослые:

  • создают модель партнерского решения конфликтов.

Взаимозависимость (с шести до двадцати девяти лет)

Навыки взаимодействия и ведения переговоров

Ребенок:

  • учится взаимодействию с другими;
  • учится договариваться с другими об удовлетворении своих потребностей;
  • учится нести ответственность за свои поступки и свой жизненный опыт;
  • обладает устойчивыми связями со сверстниками и другими взрослыми;
  • проявляет общественную сознательность;
  • обладает прочной связью со своей культурой;
  • обладает прочной связью с планетой;
  • ведет самостоятельную жизнь взрослого человека;
  • имеет прочную связь со своими детьми;
  • осознает влияние незавершенных развивающих процессов на свою жизнь и понимает, как возможно успешно исцелить травмы, связанные с развитием.

Родители:

  • создают модель эффективных навыков совместной общественной деятельности в супружеских, семейных и дружеских отношениях.

Ребенок:

  • стремится овладеть навыками ведения переговоров, чтобы добиться удовлетворения своих потребностей разумными способами;
  • ищет способы решения конфликтных ситуаций, в которых он оказался, уважая интересы всех участников конфликта;
  • ищет подтверждения у взрослых важности сохранения своих партнерских обязательств;
  • ищет взрослую модель, которая может научить его сочувствию и сопереживанию другим;
  • ищет взрослых, которые могут научить его языку интуиции и навыкам интуитивного мышления;
  • стремится получить заботу и поддержку от близких и дальних родственников, а также стремится к устойчивой связи с ними;
  • ищет помощи у родителей и других взрослых в вопросе создания устойчивых отношений с другими взрослыми людьми и поиска своей любви;
  • стремится добиться влияния взрослых на формирование ценностей своего культурного окружения, на формирование способов преодоления каких-либо ограничений, установленных семьей и обществом;
  • пытается понять свое персональное значение и персональную роль в рамках понятия «мировое сообщество»;
  • ищет информацию и способы для исцеления своих травм, связанных с развитием;
  • ищет помощи в развитии системного и транссистемного мышления

Взрослые:

  • стимулируют развитие внутренне осмысленного, «надежного родителя», предполагающего безопасные действия по принятию на себя возможных рисков.

 

Этап созависимости

Этот этап начинается с момента зачатия и длится первые шесть месяцев после рождения. Теперь мы знаем, что в этот период дети нуждаются в получении от родителей и других взрослых людей, заботящихся о них, много любви, а также должны иметь частый телесный и зрительный контакт с ними, чтобы удовлетворить свои потребности в привязанности. Дети нуждаются в том, чтобы их брали на руки, пели им, нежно прикасались к ним, гладили по головке и ласково разговаривали. Когда матери смотрят на своих детей, они должны «отражать» их — то есть видеть сущность своих детей. Кроме этого, дети также нуждаются в серьезном и уважительном отношении к их чувствам и в позитивной поддержке их первых попыток познать окружающий мир. В особенности, детям требуются взрослые, способные совпадать с ними энергетически, так чтобы малыши могли научиться у них управлять своими мыслями и эмоциональными состояниями. Дети, которые не в полной мере познают эти развивающие процессы, часто становятся взрослыми с созависимыми привычками, пытающимися удовлетворить эти потребности в своих взрослых отношениях.

Этап контрзависимости

Обычно контрзависимый этап развития начинается примерно в шесть-семь месяцев и длится приблизительно до трехлетнего возраста. В это время дети начинают физически и эмоционально выходить из-под защиты своих родителей и заводят роман с окружающим миром. Дети испытывают естественное любопытство к миру, поэтому постепенно они все дальше и дальше удаляются от своих родителей, когда учатся сначала ползать, а потом ходить. Иногда, получив ушибы и ссадины, они бегом возвращаются назад, чтобы их утешили и подбодрили. Во время этого важного этапа развития, когда дети узнают, что они являются отдельными индивидуумами, а не частью кого-то еще, они проходят особого рода развивающие процессы, завершить которые им должны помочь родители.

Например, родители могут особым образом обезопасить свой дом, чтобы ребенок, начинающий ходить, имел возможность без риска его изучать. Во время этого периода изучения родители должны говорить «да» своим детям в два раза чаще, чем «нет». Кроме того, они должны устанавливать ограничения в ласковой форме, не прибегая к посрамлению или психологическому давлению. Дети, получающие постоянную эмоциональную поддержку подобного рода, успешно завершают процесс психологического рождения или рождения своего «Я» и воспринимают себя эмоционально независимыми от своих матерей и отцов.

Этап контрзависимости иногда называется этапом ужасных двухлеток и может стать настоящим испытанием для взрослых, которые о них заботятся. Девиз двухлетки гласит: «Я могу это сам. Я докажу, что ты мне не нужен». Часто на этом этапе в силовое противоборство превращается все что угодно: одевание, кормление, соблюдение простых правил безопасности, перевозка в детском автокресле, дневной сон, вечернее укладывание в постель и так далее. Родители учатся разбираться в поединках и избегают силового противоборства. Наибольшим испытанием, однако, является то, что двухлетки могут мгновенно поменять свои намерения и вывести из себя даже самых терпеливых родителей. При этом чем полнее завершен собственный процесс отделения у взрослых, тем легче они справляются с противоречиями двухлеток. Сознательные родители учатся определять, когда поведение ребенка выводит их из себя, и работают над собой, вместо того чтобы сердиться на ребенка.

Если во время контрзависимого этапа развития эмоциональная поддержка оказывается не постоянно, или в этот период имеет место какое-либо эмоциональное, физическое, сексуальное воздействие или травма, то дети не получают удовлетворения важных потребностей и не становятся эмоционально независимыми личностями. Во взрослом возрасте они будут стараться преодолеть это при помощи контрзависимых моделей поведения. Испытывая страх перед дальнейшими обидами или расставаниями, они будут стараться быть сильными и успешными и будут всецело посвящать себя помощи тем, чьи потребности кажутся им более значимыми.

Этап независимости

Между тремя и пятью годами дети начинают действовать самостоятельно. Если их потребности в развитии были удовлетворены во время первых двух этапов, они готовы использовать внутреннюю энергию — в своих действиях они способны руководствоваться своими собственными чувствами и инстинктами. Это является решающим развивающим процессом, который, если он завершен своевременно, позволяет детям развиваться намного быстрее, чем в том случае, если бы их развитие тормозили созависимые и контрзависимые привычки. Независимость является тем периодом, когда ребенок и родители снова сближаются. Силовое противостояние наконец-то заканчивается, и в их отношения снова возвращаются спокойствие и взаимодействие.

На этапе независимости дети начинают переходить к более зрелым формам близости, совершенствуют навыки самодостаточности и учатся играть вместе с другими детьми. Если важные развивающие процессы предыдущих двух этапов оказываются незавершенными, дети будут с трудом учиться делать что-либо самостоятельно. Скорее они могут цепляться за других, демонстрировать свое раздражение и неповиновение или прикидываться независимыми. В последнем случае они начинают сооружать вокруг себя стены, которые будут препятствовать развитию навыков социализации.

Этап взаимозависимости

На этом этапе (он начинается примерно в пять-шесть лет и длится до достижения двадцатидевятилетнего возраста) люди постепенно развивают в себе сочувствие, сострадание и способность к взаимодействию. Взаимозависимость является чрезвычайно сложным этапом, поскольку для него требуется умение плавно и осознанно перемещаться между тремя предыдущими этапами. Такая плавность возможна только в том случае, если дети способны четко выражать свои потребности и успешно договариваться с другими об их удовлетворении. Важную роль играет отношение между потребностями в привязанности на этапе созависимости и потребностями в отделении на этапе контрзависимости. Чем более полно были удовлетворены потребности ребенка в привязанности, тем более эффективно он завершит этап отделения. Если по какой-то причине привязанность ребенка была слабой, это обычно означает, что он будет вынужден ограничивать свои исследования окружающего мира. Для взрослых, чьи потребности в привязанности не были удовлетворены в детстве, существует опасность остаться в одиночестве или испытывать эмоциональное разобщение.

Во время этапа взаимозависимости дети приобретают навыки, необходимые для успешной взрослой жизни. В культурном отношении большинство взрослых считает детей самостоятельными, только когда они покидают родительский дом. Когда наши собственные дети проходили этот этап, мы считали это заблуждением. В промежутке от восемнадцати до двадцати восьми лет дети должны получить профессию, научиться обращаться со своими деньгами, найти работу, купить машину, арендовать квартиру, взять кредит, купить дом и, по возможности, родить детей. Эти неопытные взрослые дети все еще нуждаются в постоянной поддержке своих родителей в течение всего сложного периода взаимозависимости, требующего отдачи сил, и завершающегося, как правило, ко времени достижения ими тридцатилетнего возраста.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна