Типичное развитие супружеских пар, семей, групп, организаций и национальных государств — а также всего человеческого рода в целом — проходит те же самые четыре этапа развития, что и отдельные индивидуумы:
Каждый этап состоит из определенных развивающих процессов, которые должны быть завершены для того, чтобы человек мог перейти к следующему. Если какой-то этап не завершен, развитие задерживается, и переход к следующему этапу затрудняется.Большинство людей остаются на этапе созависимости и контрзависимости и стараются завершить определенные развивающие процессы этих двух этапов в своих взрослых отношениях. Поскольку им хочется казаться взрослыми, многие люди в зрелом возрасте скрывают или игнорируют свои неудовлетворенные потребности, сохранившиеся со времен этих детских этапов. В приведенной ниже таблице «Этапы развития и основные развивающие процессы формирования человека» дается краткое описание каждого этапа и перечисляются основные развивающие процессы, которые должны быть завершены во время его прохождения.
Этап развития (и первоочередная задача) | Основные развивающие процессы формирования челвоека | Рекомендуемые навыки для завершения развивающих процессов формирования человека |
Созависимость (от момента зачатия до шести месяцев) Связь и привязанность |
Мать:
Ребенок:
|
Мать:
Ребенок:
Близкие и дальние родственники:
|
Контрзависимость (от шести месяцев до трех лет) Отделение и развитие индивидуальности |
Ребенок:
|
Родители:
Взрослые воспитатели:
|
Независимость (с трех до шести лет) Постижение собственного «Я» и окружающего мира |
Ребенок:
|
Родители:
Близкие и дальние родственники:
Взрослые:
|
Взаимозависимость (с шести до двадцати девяти лет) Навыки взаимодействия и ведения переговоров |
Ребенок:
|
Родители:
Ребенок:
Взрослые:
|
Этот этап начинается с момента зачатия и длится первые шесть месяцев после рождения. Теперь мы знаем, что в этот период дети нуждаются в получении от родителей и других взрослых людей, заботящихся о них, много любви, а также должны иметь частый телесный и зрительный контакт с ними, чтобы удовлетворить свои потребности в привязанности. Дети нуждаются в том, чтобы их брали на руки, пели им, нежно прикасались к ним, гладили по головке и ласково разговаривали. Когда матери смотрят на своих детей, они должны «отражать» их — то есть видеть сущность своих детей. Кроме этого, дети также нуждаются в серьезном и уважительном отношении к их чувствам и в позитивной поддержке их первых попыток познать окружающий мир. В особенности, детям требуются взрослые, способные совпадать с ними энергетически, так чтобы малыши могли научиться у них управлять своими мыслями и эмоциональными состояниями. Дети, которые не в полной мере познают эти развивающие процессы, часто становятся взрослыми с созависимыми привычками, пытающимися удовлетворить эти потребности в своих взрослых отношениях.
Обычно контрзависимый этап развития начинается примерно в шесть-семь месяцев и длится приблизительно до трехлетнего возраста. В это время дети начинают физически и эмоционально выходить из-под защиты своих родителей и заводят роман с окружающим миром. Дети испытывают естественное любопытство к миру, поэтому постепенно они все дальше и дальше удаляются от своих родителей, когда учатся сначала ползать, а потом ходить. Иногда, получив ушибы и ссадины, они бегом возвращаются назад, чтобы их утешили и подбодрили. Во время этого важного этапа развития, когда дети узнают, что они являются отдельными индивидуумами, а не частью кого-то еще, они проходят особого рода развивающие процессы, завершить которые им должны помочь родители.
Например, родители могут особым образом обезопасить свой дом, чтобы ребенок, начинающий ходить, имел возможность без риска его изучать. Во время этого периода изучения родители должны говорить «да» своим детям в два раза чаще, чем «нет». Кроме того, они должны устанавливать ограничения в ласковой форме, не прибегая к посрамлению или психологическому давлению. Дети, получающие постоянную эмоциональную поддержку подобного рода, успешно завершают процесс психологического рождения или рождения своего «Я» и воспринимают себя эмоционально независимыми от своих матерей и отцов.
Этап контрзависимости иногда называется этапом ужасных двухлеток и может стать настоящим испытанием для взрослых, которые о них заботятся. Девиз двухлетки гласит: «Я могу это сам. Я докажу, что ты мне не нужен». Часто на этом этапе в силовое противоборство превращается все что угодно: одевание, кормление, соблюдение простых правил безопасности, перевозка в детском автокресле, дневной сон, вечернее укладывание в постель и так далее. Родители учатся разбираться в поединках и избегают силового противоборства. Наибольшим испытанием, однако, является то, что двухлетки могут мгновенно поменять свои намерения и вывести из себя даже самых терпеливых родителей. При этом чем полнее завершен собственный процесс отделения у взрослых, тем легче они справляются с противоречиями двухлеток. Сознательные родители учатся определять, когда поведение ребенка выводит их из себя, и работают над собой, вместо того чтобы сердиться на ребенка.
Если во время контрзависимого этапа развития эмоциональная поддержка оказывается не постоянно, или в этот период имеет место какое-либо эмоциональное, физическое, сексуальное воздействие или травма, то дети не получают удовлетворения важных потребностей и не становятся эмоционально независимыми личностями. Во взрослом возрасте они будут стараться преодолеть это при помощи контрзависимых моделей поведения. Испытывая страх перед дальнейшими обидами или расставаниями, они будут стараться быть сильными и успешными и будут всецело посвящать себя помощи тем, чьи потребности кажутся им более значимыми.
Между тремя и пятью годами дети начинают действовать самостоятельно. Если их потребности в развитии были удовлетворены во время первых двух этапов, они готовы использовать внутреннюю энергию — в своих действиях они способны руководствоваться своими собственными чувствами и инстинктами. Это является решающим развивающим процессом, который, если он завершен своевременно, позволяет детям развиваться намного быстрее, чем в том случае, если бы их развитие тормозили созависимые и контрзависимые привычки. Независимость является тем периодом, когда ребенок и родители снова сближаются. Силовое противостояние наконец-то заканчивается, и в их отношения снова возвращаются спокойствие и взаимодействие.
На этапе независимости дети начинают переходить к более зрелым формам близости, совершенствуют навыки самодостаточности и учатся играть вместе с другими детьми. Если важные развивающие процессы предыдущих двух этапов оказываются незавершенными, дети будут с трудом учиться делать что-либо самостоятельно. Скорее они могут цепляться за других, демонстрировать свое раздражение и неповиновение или прикидываться независимыми. В последнем случае они начинают сооружать вокруг себя стены, которые будут препятствовать развитию навыков социализации.
На этом этапе (он начинается примерно в пять-шесть лет и длится до достижения двадцатидевятилетнего возраста) люди постепенно развивают в себе сочувствие, сострадание и способность к взаимодействию. Взаимозависимость является чрезвычайно сложным этапом, поскольку для него требуется умение плавно и осознанно перемещаться между тремя предыдущими этапами. Такая плавность возможна только в том случае, если дети способны четко выражать свои потребности и успешно договариваться с другими об их удовлетворении. Важную роль играет отношение между потребностями в привязанности на этапе созависимости и потребностями в отделении на этапе контрзависимости. Чем более полно были удовлетворены потребности ребенка в привязанности, тем более эффективно он завершит этап отделения. Если по какой-то причине привязанность ребенка была слабой, это обычно означает, что он будет вынужден ограничивать свои исследования окружающего мира. Для взрослых, чьи потребности в привязанности не были удовлетворены в детстве, существует опасность остаться в одиночестве или испытывать эмоциональное разобщение.
Во время этапа взаимозависимости дети приобретают навыки, необходимые для успешной взрослой жизни. В культурном отношении большинство взрослых считает детей самостоятельными, только когда они покидают родительский дом. Когда наши собственные дети проходили этот этап, мы считали это заблуждением. В промежутке от восемнадцати до двадцати восьми лет дети должны получить профессию, научиться обращаться со своими деньгами, найти работу, купить машину, арендовать квартиру, взять кредит, купить дом и, по возможности, родить детей. Эти неопытные взрослые дети все еще нуждаются в постоянной поддержке своих родителей в течение всего сложного периода взаимозависимости, требующего отдачи сил, и завершающегося, как правило, ко времени достижения ими тридцатилетнего возраста.