Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Понятие “Созависимость” появилось в психологии относительно недавно, в 70–80 годах прошлого века. Сначала под под этим словом понимали совокупность негативных воздействий, от которых страдали люди (родители, жены, дети) проживающие совместно с лицами, имеющими зависимость от алкоголя или наркомании. Другими словами созависимая личность рассматривалась как человек, у которого присутствуют нездоровые поведенческие шаблоны, мешающие адекватно справляться с жизненными трудностями, которые являются реакцией на злоупотребление алкоголем или другими химическими веществами другим лицом». Постепенно это понятие расширялось. К созависимым, к примеру, начали относить и тех, кто пытался помочь близким избавиться от губительных пристрастий, когда они это делали во вред, как себе, так и спасаемому. Поэтому, более общее определение может звучать так: «Созависимость — это патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека».

Хотя само явление было известно достаточно давно. Еще раньше было замечено, что люди, состоящие в тесных отношениях с химически зависимыми пациентами, имеют нечто общее. Что и подтвердили проведенные исследования. Их результаты показали, что у многих неалкоголиков, но близких к ним людей, развиваются психические, эмоциональные и духовные состояния, подобные тем, которые можно наблюдать при алкоголизме или наркомании[4, с.297].

Эрни Ларсен, специалист и пионер в области созависимости, дал такое определение: «Это выученный набор поведенческих форм или дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях»[1, с.315].

По словам психолога В.Д.Москаленко, который занимается реабилитацией химически зависимых и оказания помощи их родственникам: «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных, жизненно важных потребностей» [3, с.24].

Чаще всего созависимые происходят из семей, в которых имели место следующие особенности:

1. Химическая зависимость (у партнера, либо у одного или обоих родителей), либо
2. Жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), а естественное выражение чувств запрещалось. 

Такие семьи носят название дисфункциональных и для них типичными являются следующие признаки:

- отрицание проблем и поддержание иллюзий;
- вакуум интимности;
- замороженность правил и ролей;
- конфликтность во взаимоотношениях;
- недифференцированность «я» каждого члена;
- границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной;
- все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдо благополучия;
- склонность к полярности чувств и суждений;
- закрытость системы;
- абсолютизирование воли, контроля.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Таковыми могут быть следующие порядки:

- взрослые – хозяева ребенка;
- лишь взрослые определяют, что правильно;
- родители держат эмоциональную дистанцию;
- воля ребенка, расценивается как упрямство и должна быть сломлена и как можно скорее[3, с.29].

Ребенок, воспитанный в такой семье застревает в не гибком, ригидном поведенческом паттерне и проносит его в свою дальнейшую жизнь. Особенно весомую роль этот поведенческий паттерн играет в моменты выбора партнера для отношений.

Стоит отметить, что кроме самого факта проживания в семье с зависимым, важную роль играет отсутствие поддержки в окружении, наличие детских психотравм. Если «почва зависимостей» – это родительская семья, то «корни» – это травмы детства, которые выражались в насилии – физическом, духовном, сексуальном, эмоциональном. Травмы вызывали определённые чувства, главными из которых являются чувства стыда и вины [Москаленко В.Д. «Зависимость семейная болезнь» 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР].

К основным последствиям созависимости относят следующие характеристики личности:

1. Преобладание примитивных защитных механизмов (отрицание, проекция, примитивные идеализация-обесценивание и др.).
2. Низкая самооценка (потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать себя более уверенно; или обратная сторона – полное отрицание значимости мнения окружающих).
3. Эмоциональная зависимости от людей (трудности в том, чтобы говорить «нет»; иметь мнение, отличное от окружающих; попытки всегда всем нравиться и угождать; невозможность напрямую выражать свои чувства и мысли; часто возникающие чувства стыда, вины и собственной неполноценности т.д.).
4. Выученная беспомощность (проявляется апатией, неверием в свои силы, ощущением безвыходности и безысходности, отсутствием способности преодолевать препятствия, отсутствием веры в то, что что-то можно изменить и т.д.).
5. Внешний локус контроля (обвинение других людей и внешние обстоятельства в том, что происходит в собственной жизни; невозможность управлять собственной жизнью).
6. Неопределенность собственного «Я» (трудности в том, чтобы идентифицировать свои чувства, выражать их; трудности в принятии решений; склонность брать на себя ответственность за чувства и/или поведение других людей, при отказе от ответственности за себя).
7. Недоверие к людям, к миру (невозможность поверить, что люди могут их любить просто так; невозможность поверить в собственный успех, удачу или везение; подозрительность; ощущение надвигающейся беды, когда все спокойно и т.д.) [6].
8. Преобладание определенных психических состояний тревожности, депрессивности, стыдливости, виновности, апатичности.
9. Повышенный уровень агрессивности, проявляющийся как аутоагрессией, так и гетероагрессией.
10. Неспособность испытывать чувство истинной близости и любви.

В период близости с другой личностью у них возникает страх поглощения и тотального контроля, так как отсутствует способность видеть границы и близость становится слиянием. А при выходе из этих отношений возникает чувство брошенности, которое тоже является травмирующим [1].

Сам процесс формирования зависимости-созависимости можно условно разделить на следующие стадии:

Первая стадия – возникают моменты фиксации внимания на объекте зависимости. Формируется тревожность за близкого, появляются первые попытки контроля. Когда поведение близкого не меняется, растет тревога, но созависимый продолжает пытаться контролировать зависимого.

Вторая стадия – продолжение попыток контролировать другого человека, при наличии явных признаков негативных последствий для собственной жизни и при некотором понимании самого факта этого вреда. Иными словами, формируется психическая зависимость, которая характеризуется сильной тягой к контролю за объектом зависимости. При этом наблюдается частое возникновение отравляющих эмоций: стыд, вина, жалость к себе, обида, тревога, и т.д. Их появление вызывает желание от них избавиться, вследствии чего снова возникают попытки контролировать чувства и поведение другого человека. Терпимость к нестабильному состоянию возрастает, отношения становятся все более непредсказуемыми.

На третьей стадии заметно возрастает терпимость (толерантность) к эмоциональной боли и не здоровой окружающей обстановке. Тяга к зависимому становится сильнее. Слабеет самоконтроль, увеличиваются расход ресурсов (денег, времени и т.д), которые тратятся на контроля зависимого и его «спасение». Если же взаимодействие с объектом зависимости сокращается, то возникает комплекс расстройств, Список расстройств зависит от конкретной зависимости и стимулирует на поиск субъекта с таким же типом зависимости с целью облегчения симптомов.

Можно сказать, что на этом этапе зависимость начинает приобретать не только психологическую, но и физическую природу. Наблюдаются проблемы со сном, бессонница, неприятных сновидений. Возникают вегетативные расстройства, такие как повышенная потливость, покраснение кожи лица, тахикардия, гипертензия. Также могут быть астении, снижение аппетита, кардиальные и головные боли, нарушения работы ЖКТ и др. Иными словами, у них появляется состояние, аналогичное абстинентному синдрому у химически зависимых. Есть риск возникновения суицидальных мыслей и элементов суицидального поведения. Или же появляется внутренняя опустошенность, самоосуждение. В списке поведении больше начинает присутствовать тревога, субдепрессии и депрессии, дисфории, повышенная раздражительность, эмоциональная несдержанность. Слишком большое внимание к объекту зависимости на этой стадии приводит к тому, что созависимый полностью или частично отказываются от своих интересов, или в том, что много времени и усилий уходит на деятельность, направленную на борьбу с зависимостью и на восстановление от ее последствий [4].

Эмоции такого рода подталкивают к компульсивному поведению. Напряжение в отношениях продолжает нарастать и параллельно нарастает и внутреннее напряжение созависимого, что усиливает процесс разрушение в био-психо-социо-духовной областях. Центр внимания постепенно смещается в сторону партнера, защитные механизмы психики уводят личность в сторону от реальностью. Все чаще встречается оправдание поведения партнера и надумывание источника проблем в себе, своей неправоты, что способствует безответственному поведению партнера. В результате контроль над своей жизнью теряется и смещается на жизнь другого, собственная жизнь созависимого становится неуправляемой.

Четвертая стадия, помимо признаков, описанных в предыдущих стадиях, определяется симптомами психических расстройств. Наступает полное психологическое и физическое истощения. Происходит искаженное восприятие реальности. Индивид воспринимает такой образ жизни, как единственно возможный в его ситуации. В тщетных попытках выбраться из этого состояния человек может искать новые формы зависимости. По прежнему, не исключены суицидальные мысли или пассивный суицид, опасные поступки, опустошение, отчаяние. [3; 7].

Если попробовать подвести итоги развития созависимости другими словами, то можно сказать следующее.

В поведении четко выделяются такие моменты, как стереотипность поведения, манипуляции, контролирующее поведение, роли («спасателя», «преследователя», «жертвы»), которые имеют место в «драматическом треугольнике С. Карпмана» и играх «Алкоголик» и «Деревянная нога» Э. Берна. Такая личность зависит от внешних оценок, от взаимоотношений с другими людьми, у нее низкая самооценка и размыты границы собственного «Я», Психологические защиты, а именно: отрицание, минимизация, подавление, вытеснение, - носят ярко выраженный характер, не позволяют увидеть себя со стороны и удерживают в состоянии созависимости. Все это препятствует реализации своего личностного потенциала. Также все это отражается на здоровье индивида, проявляясь в виде психосоматических нарушений.

Терапия созависимости

Для преодоления созависимости могут быть использованы несколько подходов, доказавших свою состоятельность на практике.

Когнитивная терапия созависимых личностей, в которой идет проработка доминирующих негативных установок, таких как:

1) я социально ущербный, нуждающийся, некомпетентный, слабый, беспомощный;

2) они заботящиеся, поддерживающие, компетентные;

3) чтобы выжить и быть счастливым, мне нужны другие люди; мне нужны постоянная поддержка и поощрение;

4) основной стратегией должно быть установление созависимых отношений.

Для формирования умений принимать на себя ответственность за собственные решения, обязательства и личностный рост используют психодраму.

Также, для избавления от созависимости, может применяться 12-шаговая программа, которая включает следующие ступени:

1. Осознать созависимые модели.

2. Понять причины проблемы.

3. Распутать созависимые отношения.

4. Отказаться от своих проекций.

5. Устранить ненависть к себе.

6. Устранить силовые игры и манипулирование.

7. Научиться просить о желаемом.

8. Снова научиться чувствовать.

9. Исцелить своего «внутреннего Ребенка».

10. Определить собственные психологические границы.

11. Научиться близости.

12. Изучить новые формы взаимоотношений. [11]

Оптимально использовать комплексный подход, который бы включал в себя следующие элементы: образование по вопросам семьи, зависимости и созависимости; сочетание групповой, индивидуальной, семейной психотерапии; посещение групп взаимопомощи Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов [8].

Для преодоление страха, растерянности, ощущения беспомощности, обесценивание тотального контроля рекомендуется программа по формированию механизма «Взрослой конверсии»,[9].

Необходимо уделять должное внимание системе оказания информационной и психологической помощи родственникам и близким зависимых больных. Например, участие в семейных группах (это содружество родственников, которые делятся друг с другом своим опытом, помогают решать общие проблемы). Также нельзя обходить стороной мотивационную работу на длительную и полноценную терапию, анализ «созависимых отношений», психологических игр, манипулирования [10].

Список используемой литературы:

1. Психология и лечение зависимого поведения. / Под ред. С.Даулина / пер. с англ.
3. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления.
4. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А.Г. Чеславской. М.: Класс, 2002.
5. Мак-Вильямс Н. психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе: пер. с англ. / под ред. М.Н. Глущенко, М.В. Ромашкевича. М. Класс, 2012
6. Осницкий А.К., Чернигова М.Э. Проблемы консультирования лиц с созависимым поведением // Природа человеческой зависимости: клинико-психологический взгляд / под ред. В.Б. Никишиной. Курск: КГМУ, 2012.
7. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. Наркология: пер. с англ.,
8. Зубова Л.В. Психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью: монография / Л.В. Зубова, М.Н. Григорьева. – Оренбургский гос. ун-т, Оренбург, 2007.
9. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребёнка / Л.В. Зубова // Вестник ОГУ. – 2002. – No7. – С. 54 – 66.
10. Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. –
М.: МПА, 2001.
11. Старшенбаум Г.В Аддиктология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб: Питер, 2017.
12. Рожнова Т.М. Генетические основы созависимости. Научно-практический журнал “ Клинико-лабораторный консилиум”. Номер 2 (38), июль 2011г.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна