Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми. Потребность сообщить что-либо другого или задать тот или иной вопрос в повседневной жизни постоянно возникает у любого человека. Речь, направленная к другому в определённых обстоятельствах и при определённых условиях и носит название коммуникативной ситуации. Согласно определению А.Ю. Серебряковой, коммуникативная ситуация — это сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату [6].
В 1965 году Р. Якобсон предложил модель общения, которая выглядела следующим образом: «адресант — сообщение — адресант — контекст — контакт — код» [7].
Более точно описал структуру коммуникативной ситуации И.П. Сусов. Со стороны речевого действия она выглядит как: «Я — сообщаю — тебе — в данном месте — в данное время — посредством данного высказывания — о данном предмете — в силу такого-то мотива — с такой-то целью — при наличии таких-то условий — таким-то способом» [8].
Коммуникатор и реципиент (создающий сообщение — получающий сообщение) являются важнейшими составляющими процесса общения. Их можно рассмотреть как определённые языковые личности, которые несут в себе одновременно черты своего народа, культуры и личный жизненный опыт, знания, мнения и оценки. Коммуникатор видит в реципиенте определённый образ, на который он опирается в процессе общения для выбора тематики общения, стилистического регистра и т. п.
Сам процесс коммуникации начинается с определённой цели коммуникатора. Можно разделить эти цели на определённые группы:
1) Инструментальные цели — это те цели, которые связаны с услугой или предметом, которые коммуникатор хочет получить от реципиента.
2) Цели, которые связаны с отношениями. Смысл этой цели в создании новых, или же разрушении старых отношений между коммуникатором и реципиентом.
3) Цели, которые связаны с Я-концепцией — это формирование коммуникатора представления о самом себе, сохранение или изменение самооценки.
Для достижения этих целей, коммуникатор определяет необходимый для этого смысл сообщения, а после придаёт своему сообщению определённую форму. Данный процесс формулировки сообщения носит название кодирования.
Существует два типа коммуникации, в зависимости от кода:
- вербальная — осуществляемая при помощи слов, речи;
- невербальная — которая осуществляется при помощи движений, мимики и прочих неречевых проявлений).
Вербальные сообщения содержат более разнообразную форму, нежели невербальные. При попытки декодировать сообщение многие люди совершают ошибку из-за того, что основываются на вербальной составляющей при игнорировании невербальных сигналов.
Используемая литература:
6. А.Ю. Серебрякова, «О компонентах коммуникативной ситуации», Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Издательство: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск), 2009
7. Р. Якобсон, Избранные работы. М., 1985
8. И.П. Сусов, Прагматическая структура высказывания // Языковое общение: единицы и регулятивы. Калинин, 1985