Современная психология определяет понятие межличностного восприятия как понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии другими людьми (первое впечатление о человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния воспринимающего лица.
Личность обладает свойством отмечать в поведении другого человека те особенности, которые являются существенными для понимания, но в то же время малозаметными. Это свойство основано на индивидуальном жизненном опыте, а так же опыте в профессиональной сфере деятельности. Чем этот опыт более ограничен, тем индивиду менее свойственно воспринимать сигналы о том, кто с ним взаимодействует.
Советским психологом Б.Ф. Ломовым был разработан системный подход к межличностному восприятию. Ломов разбил данный процесс на следующие элементы [9]:
1) Субъект — тот, кто воспринимает. Данный элемент системы представляет из себя динамическую систему, которая включает в себя множество характеристик:
- пол (женщины наиболее восприимчивы к эмоциональному состоянию собеседника, мужчины же точнее оценивает уровень его интеллекта);
- возраст (подростки и пожилые люди будут обращать внимание на различные признаки собеседника);
- национальность (восприятие через призму этнических обычаев и традиций);
- темперамент (зависимость восприятия от экстравертированности и интровертированности);
- социальный интеллект (способность личности понимать и прогнозировать поведение других людей, основываясь эмоциональном и социальном опыте);
- психическое состояние;
- состояние здоровья;
- установки (при заведомо данных установках характер внешность человека будет оцениваться, основываясь на этих установках);
- опыт общения (чем разнообразнее были социальные группы, с которыми индивид имел опыт общения ранее, тем точнее он может дать информацию об окружающих);
- профессиональная деятельность (связь между профессией и межличностной перцепцией);
- личностные особенности (для более точного понимания других важно понимание себя и адекватная самооценка).
2) Объект познания — облик человека, включающий в себя следующие аспекты:
- физический облик (анатомические и физиологические особенности);
- социальный облик (характеристики речи, особенности деятельности, внешнее оформление).
3) Процесс познания — это акт, включающий в себя обратную связь от объекта восприятия, элементы взаимодействия и коммуникации.
Межличностное восприятие — это сложный процесс, который включает в себя:
а) восприятие внешних признаков собеседников;
б) полученных результатов в дальнейшем соотносятся с теми личностными характеристиками, которые действительно имеют место быть;
в) на основе этого прогнозируются дальнейшие поступки и возможное поведение.
Как правило, выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:
- познание себя, которое является начальной базой оценивания других;
- познание партнеров, основанное на взаимодействии. Это даёт возможность сориентироваться в социальном окружении;
- установление эмоциональных отношений, что обеспечивает выбор наиболее предпочтительных партнеров;
- организация совместной деятельности, в основе которой лежит взаимопонимание, что позволяет достигачь наибольшего успеха.
Особенности образов-представлений о себе в социальном восприятии:
1) Содержательная структура образов-представлений напрямую соответствует широкому разнообразию человеческих свойств. Внешний облик связан с характерными психологическими чертами его личности. Так, согласно исследованиям В.А. Барабанщикова и Д.А. Дивеева, если у человека симметричное лицо, широкие скулы, он оценивается более привлекательным. Широкий подбородок ассоциируется у большинства людей с физической силой, а обладатели квадратной челюсти воспринимаются как отчуждённые, нелюдимые, замкнутые в себе. Это связано с тем, что конституциональные признаки внешности, а так же стиль одежды, макияж, играют роль неких эталонов социально-психологической интерпретации собеседника [10].
2) Основное направление взаипопознания — понимание наиболее значимых на данный момент качеств собеседника. Поэтому, в первую очередь в образе-представлении выделяются те качества личности, которые доминируют в партнёре.
Процессы социального восприятия имеют некоторые отличия от восприятия внешних объектов. Прежде всего эти отличия состоят в том, что социальные объекты не могут быть безразличны и пассивны к субъекту восприятия. Социальные представления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают партнёра, собеседника, другого человека.
1. Идентификация
Идентификация – способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. В процессе общения, при идентификации с другими людьми человек начинает вести себя так, как по его мнению его собеседник выстраивал бы своё поведение. Особое личностное значение идентификация имеет в определённые жизненные этапы. Так, к примеру, она определяет характер отношений между молодыми людьми и взрослыми, имеющими для них значения, к кумиру или старшему товарищу, а так же отношения со сверстниками. Благодаря идентификации, людям удаётся достичь относительного понимания друг друга в то время, когда единственным источником представления друг о друге является первое впечатление.
К одному из свойств механизма идентификации относится её ограниченность. Он эффективен лишь в том случае, если общающиеся относительно соответствуют друг другу. Полное же уподобление не представляется возможным. Идентификация облекается в форму стереотипа или шаблонного представления о собеседнике. Стереотип восприятия является способом защиты психики от переизбытка информации и впечатлений во время общения. Лишь при участии новых впечатлений возможно справиться с интенсификацией ощбения даже в том случае, если собеседники не располагают возможностью для длительного общения. При этом образ и оценка человек формируется на основе восприятия его внешности, манер и поведения. Черты лица формируют определённый образ. К примеру, тонкие черты лица и большой лоб производят впечатления человека умного, интеллектуально развитого, искривлённая улыбка подсказывает, что человек настроен скептически, полные губы ассоциируются с гурманом и т.п. Однако, согласно экспериментальным данным, выводы, основанные на конституционных признаках, зачастую носят ошибочный характер и не несут в себе достоверной информации о характере и мировоззрении индивида.
Стереотип в ходе восприятия является главным средством идентификации. Но он же является основным психологическим барьером при попытки понимания уникальности партнёра. И лишь в случае, если другой человек выходит за рамки стереотипного поведения, т.е. его поступки перестают согласовываться с привычной пониманию схемой, лишь тогда мы начинаем задумываться об индивидуальности другого человека, его личностных особенностях. Как заметил А.А. Бодалев [11]: «Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, характер препровождения свободного времени, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык следовать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное "равнодушие" к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека "психология" такая же, как и у него. И только когда другой в образе жизни, в манере себя вести, в реагировании на происходящие события, в своем внешнем облике отходит от тех "образцов", которые в глазах общающегося с ним являются выражением "нормы", последний от регистрации внешней стороны поведения этого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность».
Воздействие идентификации на развитие личности имеет двоякую структуру. Она развивает социально-значимые качества, что способствует формированию положительный отношений с другими людьми, но так же способна приводить к растворению индивида в партнёре, что приводит к нивелированию индивидуальности.
2. Эмпатия
Эмпатия – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому человеку. Достижение понимания внутреннего состояния партнёра возможно через эмоциональный. Умение правильно понимать и представлять, с какими именно переживаниями сталкивается другой человек, что происходит у него внутри и какую оценку он даёт окружающему миру, является основой эмпатии. Высокий уровень эмпатии позволяет человеку правильнее воспринимать чужие точки зрения, что помогает выстроить представление о том, как разные люди могут относиться к одному и тому же событию.
Эмпатия состоит из следующих уровней:
1) Когнитивная эмпатия - понимание психического состояния партнёра. Своё состояние при этом остаётся неизменным. Основой когнитивной эмпатии являются такие интеллектуальные процессы, как сравнение, аналогия и т. п.
2) Эмоциональная эмпатия — способность к сопереживанию другому. В её основе лежит подражание реакциям партнёра.
3) Предикативная эмпатия - способность человека в конкретной ситуации предсказать аффективную реакцию другого. В её основе - когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
Формы эмпатии:
- сопереживание – переживание человеком тех же самых эмоциональных состояний, в которых находится собеседник, путём отождествления с ним.
- сочувствие – переживание своих собственных эмоциональных состояний по отношению к чувствам другого.
Механизм эмпатии состоит из двух этапов:
1. Человек как будто «вживается» в личность другого человека, основываясь на его мимику, телодвижения, выразительность. Что переживает партнёр, становится понятно благодаря постановки себя на его место.
2. Переживания партнёра подвергаются анализу. При отсутствии второго этапа, эмпатия считается неполной. Чужое состояние в этом случае является «заразительным», но осознания переживаний собеседника не происходит.
Эмпатия не является следствием интеллектуального развития. Большинство специалистов придерживаются мнения, что эмпатия — это врождённое свойство личности, обусловленное генетически. По ходу жизненного опыта эмпатия может стать слабее или сильнее. Способность к эмпатии при необходимости можно развить в себе путём самообразования, а так же при помощи участия в специальных психологических группах социально и профессионального развития.
Такое качество как эмпатия необходимо в определённых профессиях, например в профессии социального работника, педагога, психолога, и в других направлениях, связанных с работой с людьми.
3. Аттракция
Аттракция – особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Привязанность к партнёру, дружеские отношения, или более глубокие, интимноличностные отношения, являются прочной основой для формирования понимания в общении. На аттракцию оказывают влияние как внешние, так внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы — это те факторы, которые не связаны со взаимодействием партнёров напрямую. Это:
- общительность, способность поддержать разговор, желание привлеь внимание, понравиться и сохранить с другими хорошие отношения. умение поддерживать разговор, быть общительным, привлекать внимание, желание нравиться и поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Чем выше стремление человека быть в обществе, тем выше интерес к нему;
- эмоциональное состояние. Люди, которые пребывают в хорошем расположении духа, привлекают больше людей, чем угрюмые и озабоченные;
- пространственная близость: процесс аттракции тем сильнее, чем ближе люди находятся друг к другу. Однако, в некоторых случаях чрезмерная близость может принести вред, если будут нарушены определённые зоны близости, зависящие от отношений партнёров.
Внутренние факторы аттракции - это факторы, возникающие непосредственно в процессе общения. Это:
- физическая привлекательность: более привлекательные внешне люди вызывают больший интерес для общения;
- стиль общения: проявление бестактности и грубости отталкивает, в то время, как доброжелательность пробуждает желание к общению;
- сходство: чем больше у людей сходства (к примеру, стиль одежды, увлечения, социальный статус), тем больше у них шансов на сближение;
- дополнительность: согласно статистике, если другой человек обладает характеристиками, которые могут дополнить наши качества, он является для нас более интересным для общения;
- поддержка: благодарности, комплименты, одобрение и прочие выражения симпатии располагают к общению.
Любой сигнал, который поступает к человеку через эмоциональный ряд и органы чувству, может сохраниться, может исчезнуть из ощущений, оставив негативный отпечаток.
Это и формирует аттракцию.
Три аспекта аттракции как механизма социальной перцепции:
- формирование привлекательности собеседника;
- результат процесса формирования привлекательности собеседника;
- качество отношений.
4. Социальная рефлексия
Социальная рефлексия – это мыслительный процесс, который направлен на самопознание в процессе общения. Способность человека посмотреть на себя со стороны, представить, как именно его воспринимает собеседник, и понимается под социальной рефлексией.
Рефлексия развивается по следующим этапам:
Первый этап – доличностная рефлексия. На данном этапе личности приписываются определённые качества и свойства, оцениваются его поступки. «Другой как Я». Носитель доличностной рефлексии не обладает интересом к своей личности, то характерно для детей, или же те представления о себе, которые в нём существуют, слишком расплывчаты. На данном этапе рефлексия является основой для осознания границ между собой и личностью другого человека.
Второй этап рефлексии состоит из трех фаз:
- в соответствии с нормами и стандартами, формируется оценка своих поступков;
- оцениваются отдельные свойства личности, основываясь на наблюдении за поступками;
- личность оценивается на основе совокупности свойств собственной личности, знаний о них.
На этом этапе происходит познание и понимание других людей через призму своей личности. Основная проблема заключается в том, что оценивая других людей через себя, мы не можем понять и принять отсутствие сходства с другими, что автоматически делает их «нехорошими» по сравнению с эталоном восприятия себя.
Третий этап – межличностная рефлексия. На данном этапе формируется понимание причин различных поступков и ценностей других людей, а так же принятие их. «Другой как Другой».
Для формирования и развития межличностной рефлексии необходим богатый социальный опыт, важно познание и анализ поведения и поступков других людей и групп людей, а так же изучение литературы по социологии п психологии. Человеку с развитой рефлексией свойственно понимание особенностей себя, своей личности, независимая от прошлого ориентация в настоящем, представление о будущем, самостоятельность в принятии решений по выходу из неблагоприятной обстановки или избеганию возможных неприятных событий.
5. Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция – универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека.
Для более глубокого понимания того, как один человек воспринимает и оценивает другого, необходимо обратиться к явлению казуальной атрибуции.
В обыденном общении невозможно с точностью определить причины того или иного поведения собеседника. Виной тому служит дефицит информации, и в последствии причины начинают приписываться самостоятельно. Именно это приписывание причин поведения другого человека и называется казуальной атрибуцией.
Г.М. Андреева пишет: «Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики» [12].
Данный процесс приписывания зависит от следующих показателей:
1) Степень типичности поступка. Это означает, что типичное поведение интерпретировать значительно легче, т.к. жизненный опыт создаёт образцы этого поведения. Если же поведение индивида уникально, причины его можно интерпретировать значительно шире.
2) «Желательность» и «нежелательность» поступка. Наиболее удобное поведение, соответствующее нормам социума трактовать значительно проще, чем поступок, нарушающий социальные нормы. Диапазон объяснений данного поступка становится значительно шире.
Каузальной атрибуции свойственны следующие процессы:
- предшествующие явлению события зачастую рассматриваются как его причины;
- предшествующей некоему уникальному явлению необычный поступок рассматривается как основная причина этого явления;
- чем больше возможностей для интерпретации поступка, чем шире выбор возможных вариантов его причин, тем вероятнее ошибочная трактовка данного поступка;
- на ошибку атрибуции также влияет культура.
Не всегда и не всем удаётся правильно определить личностные качества других людей. Известный эксперимент А.А. Бодалева показывает, что первое впечатление о незнакомом человеком формируется на основе прошлого опыта, а так же знания, которые и формируют установки. Этот эксперимент получил название эффекта первого впечатления (установки). Суть эксперимента: одно и то же фото показывалось двум независимым группам людей. Первой группе сообщали, что этот человек является преступником. Второй группе, что этот же человек является профессиональным учёным. Таким образом, первая группа, на основе фотографии и установки, приписывала человеку на фото отрицательные черты как внешности, так и характера, а вторая группа — положительные. Этот эксперимент показывает, что на восприятие человека существенно влияет установка, и изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе процесс формирования отношения к собеседнику.
Л.Д. Столяренко выделяет десять феноменов, мешающих правильному восприятию и оценки окружающих [13].
А) Заранее заданные установки, оценки и убеждения наблюдателя, существующие до реально процесса оценивания.
Б) Сформированные стереотипы. Первое впечатление основывается на социальных стереотипах. Стереотипизация является главным механизмом данного процесса. Стереотип — это устойчивое представление о людях или явлениях, свойственное представителям различных групп ввиду скудной информации о данном человеке или явлении. Стереотип порождается в группе и используется отдельным человеком лишь в том случае, если он относит себя к данной группе.
В) Ещё до получения полной достоверной информации о неизвестном нам человеке, мы стремимся как можно скорее сделать заключение о его личности. Зачастую это суждение носит ошибочный характер.
Г) Структурирование личности собеседника происходит безотчётно. Лишь определённые черты личности формируют целостный образ. В то же время всё, то не входит в рамки этого образа, не воспринимается и отбрасывается.
Д) Эффект «ореола». Однородность личности собеседника преувеличивается воспринимающим партнёром. Так, одно благоприятное впечатление об одном качестве способно распространяться на все другие сферы жизни и качества. Эффект ореола срабатывает не во всех ситуациях, а лишь в тех сферах, которые являются по-настоящему важными. Если собеседник превосходит оценивающего в какой-либо значимой для него области, он автоматически начинает переоценивать его во всех сферах деятельности. То же самое происходит и в случае недооценки неизвестного человека. Ещё одной особенностью эффекта ореола является ошибка, связанная с восприятием внешности собеседника. Если собеседник обладает приятной для оценивающего внешностью, он воспринимается как более умный, добрый и интересный человек. Если же внешность неприятна для оценивающего, ему приписываются негативные черты характера. Запускается эффект ореола и в случае, когда мы попадаем под влияние фактора «отношения к нам». Если мы чувствуем, что человек относится к нам хорошо, мы воспринимаем его значительно умнее, справедливее, лучше, чем если наоборот.
Е) Проецирование. Человеку свойственно приписывать другому те черты, которыми обладает он сам. При этом у оцениваемой личности данные черты характера могут отсутствовать.
Ж) Первичность или первое впечатление. Самая первая информация о незнакомом человеке влияет на дальнейшее отношение к нему. Первичную информацию крайне сложно опровергнуть, т.к. она является крайне существенной и малозабываемой. Влияет на первичность восприятия и настроение воспринимаемого. Если в момент знакомства человек находится в не лучшем расположении духа, то и дальнейшее впечатление о нём будет в основном негативное.
З) Нежелание прислушиваться к мнению других. Человеку свойственно в своих суждениях опираться на собственные впечатления, нежели ориентироваться на установки окружающих его людей.
И) Несмотря на накопление новой информации о человеке, мнения о нём не меняются со временем.
К) «Последняя информация». Полученная последней информация о человеке способна в корне изменить мнение о нём. Если о человеке и сформировано положительное мнение, последнее негативное проявление может перечернуть всё хорошее, что было ранее, и заставить воспринимать его только в отрицательно ключе.
Межличностное восприятие — это сложный процесс взаимодействия. Восприятие одним человеком другого закладывает начало общения, а так же формирует межличностные отношения, которое содержит оценивание друг друга и изменение некоторых характеристик, как своих, так и партнёра.
Субъект и объект восприятия заключены в определённое взаимодействие между собой. От их характеристик зависит содержание межличностного восприятие.
На межличностное восприятие влияет множество различных факторов: возраст, жизненный и психологический опыт, свойства личности, эффекты восприятия. Люди с более высоким интеллектом успешнее различают психические состояния других людей. Так же успех зависит от состояния здоровья, предыдущего опыта общения, темперамента, возраста, пола, жизненных установок и ценностей и т.д.
Элементы межличностного восприятия — это субъект, объект и процесс межличностного восприятия.
Механизмы межличностного восприятия можно выделить следующие: идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия, каузальная атрибуция.
Правильному восприятию и оценки окружающих могут мешать следующие феномены: установки, стереотипы, поспешные заключения, безотчётность, эффект «ореола», проецирование, первое впечатление, последняя информация.
Понимание людьми друг друга играет важную роль в процессе межличностного восприятия.
Используемая литература:
9. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. № 2. 1975.
10. В.А. Барабанщиков, Д.А. Дивеев «Оценка индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица» // Дружининские чтения: Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции. - Сочи, 2008.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001.
13. Столяренко Л.Д., «Психология делового общения. Шпаргалка. Учебное пособие», Ростов н/Д: Феникс, 2005.