Главная Статьи по психологии Модели, ориентации и фокусы супервизии в психологии. Чем может помочь супервизия психологу
Представление психологов о супервизии зачастую сводится к тому, что супервизия для психолога – это разбор некоторых кейсов, в которых супервизор или группа рассказывают психологу, что он должен сделать. Из-за этого в том числе, многие психологи не считают нужным идти на супервизию, потому что им кажется, что это вмешательство в их работу, их критика, по сути, это не желание признавать, что все мы можем чего-то не видеть. На самом деле мы должны понимать, что знания в психологии не ограничены. Они растут с освоением как теоретической базы, так и с опытом. Но каждый случай – уникален и имеет свои нюансы, которые из раза в раз ставят перед нам новый вызов. Поэтому в помогающих профессиях, которыми являются и психолог, и психотерапевт, нет места для излишней гордыни. Всё наше внимание направлено на помощь нуждающемуся человеку, и надо использовать любой шанс, чтобы стать в этом успешнее. Но, все мы люди, и, в конце концов, наш эгоизм и наша гордыня – это тоже естественная вещь, часть пути, по которому мы зачастую должны пройти.
На самом деле существует не только большое количество целей для чего нужна супервизия, но даже большое количество моделей или классификацией супервизии.
В эволюционной модели существует восемь основных зон развития:
- вмешательство;
- компетентность в навыках, приёмах, техниках и методах;
- межличностные характеристики;
- концептуализация происхождения проблем клиента;
- индивидуальное развитие;
- теоретическая ориентация;
- цели и план ведения клиента;
- профессиональная этика.
В модели развития П. Ховкинс и Р. Шохет существует 4 основных уровня развития психолога.
Уровень 1: ориентация на себя
Чаще всего здесь находятся молодые психологи, столкнувшиеся с тревогой по поводу своего выбора профессии или неуверенностью в собственных силах; неумением правильно оценить свою работу или страха оценки её другими. На данном этапе работа супервизора заключается в создание приятной и доброжелательной обстановки и переключение молодого психолога с попыток оценить себя или клиента на анализ того, что действительно происходит на психологических сессиях.
Уровень 2: ориентация на клиента
Когда психолог преодолевает собственные страхи и тревожности, он переходит на ориентацию на клиенте. Психолог может быть излишне активным, активнее чем свой клиент. Эмоциональное состояние психолога колеблется от возбуждения к депрессии, от самонадеянности до растерянности. Зачастую, он не может отделить свой успех от успеха клиента или свою неудачу от неудач клиента. Работа супервизора здесь менее дидактична, но всё же требует контроля эмоций и чувств, которые могут захлёстывать психолога.
Уровень 3: ориентация на процесс
Психолог становится более конкретным. Он способен фокусироваться на отдельной потребности клиента в конкретный момент. Работа супервизора и психолога превращается в партнёрство.
Уровень 4: ориентация на процесс в контексте
На этом этапе практически не происходит усвоение новых знаний, а происходит их углубление и интеграция до состояния мудрости.
Существуют и другие модели, но их описание недостаточно конкретное. Проблемы, с которыми встречается психолог понятны, но обобщены. Давайте обратимся к фокусам внимания, которые встречаются на супервизии.
Фокус на клиенте. Внимание концентрируется на том, что происходило на сессии. Как вёл себя клиент, что он рассказывал, чтобы он хотел исследовать в своей жизни.
Вопросы, которые может задать супервизор в этом фокусе следующие:
• О чём вам рассказывал клиент?
• Какая область его жизни больше всего его волнует?
• Как он рассказывал об этом или как он себя вёл, говоря про это?
Задача супервизора – помочь психологу осознать то, чему он возможно не придал значение.
Фокус на действиях психолога. Действия психолога – это методы, техники, которые он применял; формирование гипотез, стратегии и другое. Фокус находится как на выборе данных интервенций, так и на том, почему были выбраны именно они. Основная цель супервизии в данном фокусу – расширить возможный выбор психолога и улучшить навыки уже имеющихся интервенций.
Вопросы, которые может задать супервизор в этом фокусе следующие:
• Какие методы и техники вы использовали?
• Почему вы выбрали именно их?
• При каких условиях во время сессии вы перешли к их использованию?
• Что вы собираете делать ещё?
Смысл работы в этом фокусе в том, чтобы показать, что существуют более чем один путь работы с проблемой клиента.
Фокусирование на отношениях специалиста и клиента. Внимание здесь уделяется тому, что происходит именно в процессе работы психолога и клиента. Фокус не на клиенте или специалисте, а на том, что между ними. Те бессознательные процессы, которые могут влиять на их систему. Целью супервизии в этом фокусе является раскрытие психологических впечатлений, которые могли пройти незаметно.
Вопросы, которые может задать супервизор в этом фокусе, следующие:
• Как вы встретились?
• Как клиент вас выбрал?
• Какие чувства у вас появляются, когда вы вспоминаете клиента?
• На что похожи ваши взаимоотношения?
Фокусирование на состояние психолога. Здесь речь идёт контрпереносе психолога. Психолог может почувствовать что-то, пробуждённое клиентом; у психолога могут быть мысли и чувства, перенесенные на него клиентом; психолог может неосознанно сопротивляться переносу, тем самым неправильно интерпретируя ситуация и другое.
Контрперенос может стать ключом к понимаю клиента, поэтому так важен этот фокус внимания.
Вопросы, которые может задать супервизор в этом фокусе следующие:
• Кого вам напоминает клиент?
• В чём именно он похож?
• А в чём они отличаются?
• Что можно сказать этому человеку?
Фокусирование на супервизорском процессе. Фокусирование идёт на текущую сессию, что может помочь понять, как текущие отношения могут бессознательно проявляться из работы с клиентом. У данного феномена есть название – «феномен параллелинга». То есть процессы, происходящие между клиентом и психологом, раскрываются в отношение психолога с супервизором. К примеру, если клиент на сессии ведёт себя пассивно-агрессивно к психологу, то психолог может вести себя пассивно-агрессивно к супервизору.
Вопросы, которые может задать супервизор в этом фокусе следующие:
• Я вижу, вы волнуетесь, и мне хочется вас поддержать, вы так же чувствуете себя с вашим клиентом?
• Вы сейчас говорите с агрессией, ваш клиент ведёт себя так же?
• Вы очень сдержанно рассказываете ситуацию, и я начинаю раздражаться. Скажите, это похоже на то, что вы чувствуете с клиентом?
Фокусирование на внутренних процессах супервизора. Речь здесь идёт о контрпереносе самого супервизора, который он должен чётко осознавать.
Супервизор может мысленно задавать себе следующие вопросы:
• Что я чувствую к этому психологу?
• Есть ли у меня тревога, скука, желание критики?
В конце концов, супервизор может прийти к следующим умозаключениям:
• Пока я тебя слушал, я ощущал себя всё более и более беспомощным. Исследуя его, я понял, что оно не связано с отношением к тебе или чему-либо другому. Поэтому хочу спросить тебя, не чувствуешь ли ты беспомощность при работе с клиентом?
Фокусирование на широком контексте. Существует кодекс, этические нормы и организационные требования. Всё это необходимо принимать во внимание, поэтому фокус внимание переходить на контекст, в котором происходит работа психолога и клиента.
• Как твоё поведение соответствует ожиданиям профессионального сообщества?
Психолог может быть слишком закрепощён из-за оглядки на «стандарты» или наоборот не соответствовать самых базовым требованиям этики.
Считается, что хороший супервизор при глубокой работе с психологом использует все сессии фокусирования.
В рамках проекта НЕ МОЛЧИ практикующие психологи могут обратиться за помощью к супервизору.