Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишённых ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

В случае возникновения чрезвычайно ситуации толпа становится одной из основных опасностей, а её действия приобретают характер «чрезвычайного массового поведения». Различить такое поведение можно по следующим признакам:

- в процесс вовлечено большое количество людей;
- действия возникают у разных людей одновременно;
- ослабляется сознательный контроль толпы, возникает иррациональность;
- структурированность, характерная для нормативных форм групп, ослабевает.

К основным механизмам формирования толпы, а также развития её определённых качеств, относятся слухи и циркулярная реакция.

Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) — обоюдонаправленное, склонное к нарастанию, эмоциональное заражение людей в экстремальных ситуациях и неорганизованных общностях. Это заражение происходит путём передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Циркулярная реакция

Этапы формирования толпы:

1 этап. Образование ядра толпы. Ядро толпы — это те люди, поведение которых будет приводить к стихийной реакции большинства других людей. Они выступают зачинщиками толпы, преследуя конкретные цели. Циркулярная реакция, описанная выше, лежит в основе данного этапа.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

2 этап. Кружение. На данном этапе происходит нарастание эмоций, люди предрасположены к немедленным действиям, реагируют на любую информацию. Поведение людей в толпе всё так же подчиняется циркулярной реакции.

3 этап. Появление нового общего объекта внимания. Эти объектом внимания становится образ, сформированный в процессе разговоров людей друг с другом, провоцирующий определённое совместное поведение.

4 этап. Активизация людей через возбуждение. Важная роль на этом этапе отводится лидеру толпы, который формирует и контролирует её поведение. Происходит дополнительное стимулирование индивидов путём возбуждения импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Специфическое руководство лидера может приводить к конкретным, зачастую агрессивным, действиям толпы.

Виды толпы

1. Простая (окказиональная) толпа — сформированная на желании получить информацию о каком-либо происшествии (драка, авария и т.п.), свидетелями которого они стали. Такая толпа состоит не более, чем из 100 человек и не представляет никакой опасности. Однако, в случае возникновения особых обстоятельств, такая толпа может стать действующей (например, агрессивной).

2. Экспрессивная толпа — состоит из людей, которые выражают сильные чувства совместно. Например, фанаты эстрадных звёзд на концерте, зрители на спортивных состязаниях, любители острых ощущений под воздействием наркотических средств, праздничные или похоронные шествия.

3. Конвенциональная толпа — основывается на интересе к массовому зрелищу или развлечению. Например, болельщики на стадионе, которые являются не просто зрителями соревнований, а испытывают острое чувство привязанности к любимой команде и способны следовать нормам поведения лишь какой-то промежуток времени.

4. Действующая толпа — та, которая совершает действия относительно объекта. Действующая толпа разделяется на следующие подвиды:

- стяжательская (создающая неупорядоченный конфликт за обладание теми или иными ценностями);
- спасающаяся (возникает в результате паники из-за реальной или воображаемой опасности);
- повстанческая (формируется на основе общего недовольства действующей властью);
- агрессивная (высшая степень эмоционального возбуждения толпы, способной нанести большой вред, совершать противоправные действия: поджоги, погромы, избиения и т.п.).

Важно учитывать, что превращаемость является основным свойством толпы: если толпа уже сформирована, она легко может изменяться из одного вида (подвида) на другой.

В случае возникновения экстремальной ситуации наибольшую опасность представляет паникующая толпа.

Паника — это определённое психологической состояние, причинами которого становится угрожающие жизни и здоровью воздействия внешних условий, и которое выражается в чувстве сильного страха одного человека или множества людей, стремящихся избежать возможной опасности.

В толпе паника развивается по следующим этапам:

Психология паники

Первый этап. Резкий испуг. У людей возникает состояние шока, ситуация воспринимается как кризисная и даже безысходная.

Второй этап. Замешательство. Хаотично и беспорядочно люди пытаются интерпретировать произошедшее исходя из личного опыта или из воспоминаний о подобных событиях, которые когда-то происходили с другими. С учётом того, что ситуация требует быстрых интерпретаций и немедленных действий, логическое осмысление затрудняется, что может вызвать сильный страх, характеризующийся следующими симптомами: крик, плач, двигательная ажитация. Если данный страх не подавляется, паника переходит на следующий этап развития.

Третий этап. Усиление страха. Механизм циркулярной реакции приводит к тому, что страх одних людей отражается в других, тем самым усиливая страх первых. Уверенность в коллективной возможности преодолеть сложившуюся ситуацию снижается, у людей возникает смутное ощущение обречённости и безвыходности. Всё это приводит к совершению неадекватных действий, которые, как кажется паникующим, должны быть спасительными, но на самом деле могут напротив, препятствовать спасению. В этом случае может возникать агрессия.

Четвёртый этап. Массовое бегство. Стремление спрятаться, укрыться от опасности является естественной реакцией человека. Безоглядное бегство является апофеозом паники.

Пятый этап. Завершение паники. Физическая и эмоциональная усталость или постепенное возвращение осознанности заставляет людей прекратить попытки к бегству. Последствиями паники могут являться усталость, оцепенение, возбудимость, тревожность, готовность к агрессивным действиям. Вторичные проявления паники встречаются редко.

Существуют разнообразные методы борьбы с паникой в толпе. Если позволяет время, то возможно использовать убеждения. Категоричные приказы, а также донесение необходимое информации, если обстоятельства позволяют это сделать, успешно помогают преодолеть панические состояния. В некоторых случаях необходимо применение физической силы, а иногда даже устранение наиболее злобных паникёров.

При воздействии на паническое поведение действует правило, общее для любой толпы: в первую очередь нужно снизить общую интенсивность эмоционального заражения. Необходимо вывести людей из гипнотического состояния, применить рационализацию. В толпе отдельный человек лишён индивидуальности, является частью общей массы, которой он подчиняет своё поведение, поэтому крайне важно индивидуализировать психику.

Специфические моменты психики толпы:

1) В первые секунды после получения пугающего импульса (звук сирены, взрыв, толчок землетрясения) люди «пережёвывают» произошедшее и готовятся к действиям. В эти секунды крайне важно кто станет примером для подражания толпы. Наиболее эффективно для прекращения паники жёсткое и директивное управление.

2) Стихийное поведение толпы лишено внутреннего ритма, который играет особую роль. Если ритм не задан в толпе, желательно создать его извне. Хоровая ритмическая музыка может сделать поведение организованным буквально за несколько секунд.

3) Хорошо противодействует паническому настроению физическое сцепление локтями. Во-первых, ощущение близости уже само-по-себе снижает тревожность, а во-вторых, провокаторам при этом труднее расчленить ряды.

4) Важно учитывать географию толпы, определить наиболее плотное ядро толпы, где эффект циркулярной реакции проявляется сильнее, и разрежённую периферию. При воздействии извне, необходимо нацеливать внимание именно на периферию, внимание которой переключать легче. Воздействие изнутри следует оказывать на ядро, в котором гипертрофированы реактивность и внушаемость.

 

Используемая литература: 

1) Назаретян А.П., Психология стихийного массового поведения. Лекции, 2001
2) Назаретян А.П., Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. — М.; СПб.: Питер, 2003.

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна