Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Москва, Троицк. Психолог очно и онлайн

Социальные эмоции - это переживания человеком своего отношения к кому-либо. Их развитие происходит в дошкольном возрасте.

К социальным эмоциями можно отнести отношение ребёнка к своим сверстникам: равнодушное, ровное, отрицательное. Отдаёт ли он кому-то предпочтение, а если отдаёт, то кому. Очень важен контекст, именно развёрнутый ответ ребёнка. Его причины. Помогает ли ребёнок своим сверстникам, и если помогает, то почему? Потому что сам считает это правильным (развитие эмпатии), потому что так положено (социальные нормы) или в целом отказывается понимать других детей. Так же важен контекст: охотно ли помогает или формально, с желанием или без него. Все эти ответы становятся фокусом дальнейшего воспитания. А также методика позволяет определить: понимает ли эмоциональное состояние других людей, проявляет ли заботу по отношению к людям или животным, есть ли чувство долга, как реагирует на успехи сверстников (радуется или завидует). 

Методика "Изучение социальных эмоций" позволяет выявить развитие социальных эмоций у детей. Методика наиболее актуальна для дошкольного возраста от 3 до 7 лет. 

Стимульный материал

Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:

• Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить, уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
• Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
• Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
• Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».-»Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
• Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил. . . Что ответил Коля? Почему?
• Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?
• Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Интерпретация

Как уже было сказано выше, важно получить не только формальные ответы ребёнка, но и уловить причинно-следственные связи в его ответах. Ответы детей всегда крайне интересные и разнообразные!

К примеру, во второй серии в ситуации про рисунок один ребёнок отвечал, что Мише понравился рисунок, а вот другой, что рисунок ему не понравился. Почему? Ребёнок не видит рисунка, он заранее знает, что рисунок ему не понравится. Какие эмоции или чувства здесь всплывают? Возможно, ребёнку не достаёт внимания? Может быть обстановка в семье как-то влияет на это. Может быть младший ребёнок забирает внимание от старшего. Это косвенно можно узнать от самого ребёнка, но зачастую дети не могут ответить на вопрос почему. Не потому, что не хотят, а иногда и сами не понимают. Тогда мы обращаемся к родителю, естественно, при его желание этот вопрос можно разобрать.

Во второй серии в ситуации с лошадкой на вопрос почему, дети могут отвечать "потому что ему мама так сказала", а могут ответить "потому что сестрёнка спит". И это совершенно разные ответы. Всё-таки мы должны не навязывать ребёнку социальные нормы, а делать их для него доступными для понимания, развивать эмпатию. Естественно, это зависит от родителей. Для многих родителей авторитарный стиль воспитания куда более прост, и они его используют чрезмерно, что даёт последствия спустя годы. 

Добавить комментарий


Не молчи | Псхологическая помощь 89037113822
Рейтинг: 5 / 5 Методика "Изучение социальных эмоций". Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.
Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна