Психосоматические заболевания - это группа болезненных состояний, которые возникают в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.
Наверняка многие замечали взаимосвязь стрессов и физического состояния, например, стоит только распереживаться из-за чего-либо, как тут же начинает болеть живот. Стоит погрустить, и начинается насморк.
Психосоматика - это не простейшие закономерности по типу "упало зрение - не хочешь что-то видеть", "болит нога - идёшь не туда". Однако, некоторые закономерности найти можно, к примеру, кожные симптомы очень часто (но не всегда) символизируют нарушение границ. Самонаказания зачастую проявляется в травмах и ожогах. Нельзя забывать и о языке тела. Сочетание болей в пояснице и повторяющихся ринитах зачастую говорит о скрытой депрессии. Определённо, связь психики и тела неразрывна. Следовательно, чтобы произошли изменения в теле, необходимы изменения и в психике.
Продолжите фразу:
"Тело - это..."
Зачастую люди отвечают: организм, сосуд, показатель жизни, сущность и т.п.
А теперь продолжите другую фразу:
"Когда я болею, я..."
Частые ответы: страдаю, боюсь, ускоряюсь, замедляюсь, хочу выздороветь, отдыхаю и т.п.
Данное упражнение поможет вам настроиться на дальнейшую работу с психосоматическими заболеваниями. Но помните, что при любом беспокоящем вас симптоме нельзя забывать о медицине. Обязательно обратитесь к врачу, прежде чем начинать самостоятельную работу с физическими недугами.
Данная техника поможет выявить смысл симптома и его составляющие через процесс рисования. Для выполнения техники вам понадобятся два листа бумаги, цветные карандаши и ручка.
Для начала настройтесь на работу. Постарайтесь, чтобы вас никто не отвлекал в процессе выполнения техники. Настройтесь на своё тело, прислушайтесь к ощущениям. Почувствуйте свои стопы, которые касаются пола. Почувствуйте, как одежда касается вашего тела. Прислушайтесь к внутренним ощущениям.
Когда будете готовы, возьмите карандаши и нарисуйте себя, образ своего тела, силуэт. При этом не забудьте прорисовать разными цветами важные для вас органы тела (особенно те, которые приносят боль, дискомфорт и беспокойство). Оставьте установку "как надо" в стороне. Здесь нет правильного или неправильного рисунка, важно просто рисовать, прислушиваясь к себе и к своему телу.
Когда рисунок будет готов, переверните лист бумаги. На обратной стороне схематично, кружочками разных цветов нарисуйте карту своего социального окружения на данный момент жизни. Где в этом пространстве находятся ваши близкие, родственники, друзьяю коллеги? Отмечайте только тех, кто оказывает на вас какое-либо влияние.
На этой же карте не забудьте поставить точку - отметить себя.
На отдельном листе бумаги опишите, какая эмоция, чувство какому цвету откликается (цвет=чувство). У вас получится своеобразная палитра эмоций. Например: красный = агрессия, серый = слёзы...
А далее, письменно или мысленно, дайте откликт на свои рисунки, сопоставляя цвет окружения и эмоций с цветом определённого органа вашего организма:
1. Какие чувства вызывает ваш рисунок тела? Какие ассоциации возинкают у вас, глядя на рисунок?
2. Какие организы не нарисованы и почему?
3. Как вам кажется, почему именно этот орган связан с этим чувством?
4. Как могут быть связаны симптомы того или иного органа, симптома, эмоции с социальным окружением и отношениями с социумом?
Эмоционально-образная терапия зарекомендовала себя как очень хороший метод работы с психосоматикой. Здесь используются символы, образы и ассоциации. Работа в этой технике будет вестись с определённым симптомом, с конкретным заболеванием, которое вам мешает.
Чтобы настроиться на работу, закройте глаза, расслабьтесь. Дышите ровно.
Просканируйте своё тело, все его отделы. Отметьте, где в теле есть напряжение, постарайтесь расслабиться в этой части тела.
Представьте, что вы - белый лист. Воссоздайте на неём симптом, а затем - усильте его, как будто прибавляете громкость на магнитофоне или пультом телевизора. А затем усильте ещё.
Посмотрите на свой симптом. На что он похож?
Какого он размера, цвета, какой у него вес, какая температура?
Сконцентрируйтесь. Какие чувства он вызывает?
Если бы он был живым, то каким бы голосом он говорил?
А теперь представьте, будто он и в самом деле оживает. Какие чувства возникают у вас при этом? Какие чувства возникают при общении с ним?
Затем представьте, что вы стали этим самыым симптомом. Что, как симптом, вы сказали бы самому себе?
Если вы - симптом, то чего вы хотите от своего владельца? Зачем вы ему нужны?
От лица симптома представьте окружение своего носителя. Что бы вы сказали значимым ему фигурам?
Вы, как симптом, зачем нужны в отношениях этого человека? Что изменится, а что останется в его жизни, если вы вдруг исчезнете?
Ещё раз посмотрите как симптом на своего владельца (на себя). Какие слова вы сказали бы ему на прощание?
После этого медленно разотождествите себя с ним. Можете мысленно или вслух произнести слова: "Я - это я, ты - это ты". Вновь прислушайтесь к себе. Попробуйте уловить изменения в себе и в отношении симптома. Что вы сказали бы ему на прощание?
После того, как подберёте и произнесёте нужные слова, начинайте убавлять звук симптома, пока он не исчезнет.
Завершите работу и откройте глаза.
Для работы в группе можно использовать простую, но эффективную технику, позволяющую изменить отношение к симптому и разблокировать те зажимы, которые ведут к его застреванию.
Пусть каждый участник группы создаст рекламную компанию для своего симптома. Для этого необходимо выставить симптом в как можно более выгодном свете. Описать, какая от него может быть польза, чем он может помочь в быту, как может помочь в отношениях с другими людьми.
А затем назначьте сумму, за которую готовы были бы расстаться со своим симптомом.
Найдутся ли в группе участники, желающие его купить? Торг уместен.
Данные техники показывают высокую эффективность при работе с психосоматическими заболеваниями. Если вы не можете провести их самостоятельно, обратитесь за помощью к профессиональному психологу.