Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

Проблема становится проблемой только тогда, когда некоторая психическая энергия зафиксирована и не может быть легко освобождена.

- Николай Линдэ

Эмоционально-образная терапия — это отечественный метод в области психодинамической психотерапии, разработанный в начале 1990-х годов кандидатом психологических наук Николаем Линде.

Метод эмоционально-образной терапии построен на том, что языком нашего бессознательного являются ассоциативные образы, а именно в бессознательном и скрываются большая часть причин наших проблем и негативных состояний. Работа с образами используется во многих психотерапевтических методах, но именно в эмоционально-образной терапии (ЭОТ) они воспринимаются как живые персонажи, имеющие свои желания и потребности.

Цель эмоционально-образной терапии заключается в трансформации негативных эмоций и избавлении от них. Это происходит путём ассоциаций и образов. Клиент может представлять себя или своих знакомых, может визуализировать свои чувства и эмоции, зачастую подавленные. Как только ему удаётся лучше понять их, он обретает возможность освободиться от чего-то тяготящего, а на этом месте расположить нечто лёгкое, приносящие удовольствие и комфорт.

Словарь образов в эмоционально-образной терапии

Для построения гипотез в эмоционально-образной терапии используется трактовка образов. Разумеется, у каждого человека один и тот же образ может содержать различное значение. Но всё же, общая тенденция имеется и, отталкиваясь от неё, можно сделать терапию более продуктивной.

Наиболее часто встречающиеся образы:

Вулкан, лава – сильный гнев на кого-то.

Дождь – практически однозначно символизирует проливаемые слезы.

Железные предметы – соответствуют спазмам и напряжениям в теле. 

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Иголки – критика или самокритика, обвинения, если они направлены к субъекту. Если направлены вовне, то критика или обвинения по отношению к другим.

Кинжал, меч – мужчина, который может нанести или нанес любовную рану. Если мужчина видит пронзающие его клинки, то это аутоагрессия, либо страх перед другими мужчинами.

Кристалл – спрессованные чувства. 

Море – образ женственности и бессознательного. Купаться в теплом море – означает комфортное мироощущение, предаваться любви. Исследовать глубины моря – стремиться к самопознанию.

Огонь – если красный и жгучий, то это образ гнева. Если это согревающий и приятный огонь, голубоватый или другого приятного цвета, то это образ внутреннего ощущения тепла, хорошей энергии.

Паук – образ мужчины, обычно того, который опутывает, не отпускает.

Пустота – образ вытесненных чувств или смысла жизни, какой-то потери, одиночества.

Роза – образ сердца или любви.

Скала – образ родителя, твердо стоящего на своих принципах, давящего на субъекта, либо возвышающегося над ним.

Солнце – родительская любовь, солнышко – радостный ребенок.

Тиски – спазм, сильные ограничения на те или иные проявления личности, безвыходное положение.

Шар – обычно образ энергетического центра, души, сердца или солнечного сплетения. Это в том случае, если он светящийся, прозрачный, легкий, дающий энергию. Если шар каменный или железный, то он может означать обиды, сдержанные чувства, родительскую власть над ребенком.

Подробнее со словарём образов вы можете ознакомиться здесь.

Образ шараРабота с образами в ЭОТ

Допустим, мы выяснили, что обида похожа на тяжёлый чёрный камень. И что же дальше?

А дальше важно не просто проанализировать образ (воспринимая камень как живой, выявить его цели и желания), но и трансформировать его. В эмоционально-образной терапии накоплено множество техник и упражений, позволяющих произвести эту транснформацию. Как правило она происходит по двум путям разивития.

Путь 1. Возвращение владельцу

Некоторые чувства (такие, как стыд, вина, обида) не являются истинно нашими, а обусловлены социально. Иногда эти чувства помогают выстраивать и сохранять отношения. Но если эти чувства преобладают у человека, и уже не помогают, а мешают его контакту с другими людьми, необходимо отделить необъективную их часть и проработать её. К примеру, в случае токсичной вины (ощущение, что "я всегда всем должен") стоит разобраться, за какие области своей жизни человек действительно несёт ответственность, а за какие ему "навязали" чувством вины.

В большинстве таких "навязанных" случаев лучше всего вернуть это чувство истинному владельцу, тому, кто навязал это негативное чувство или ощущение.

Пример работы с виной в эмоционально-образной терапии (клиент - мужчина, 25 лет)

Клиент: - ... и после этих её [мамы] слов я чувствую себя виноватым, хотя объективно понимаю, что моей вины в этом нет.

Психолог: - Если найти чувство обиды в теле, то где именно оно находится?

Клиент: - Мне кажется, в районе солнечного сплетения [показывает руками].

Психолог: - Если представить это чувство в виде какого-либо предмета или энергии - что угодно, - на что оно похоже?

Клиент: - На камень. Он очень тяжёлый и очень сильно давит.

Психолог: - Хорошо. Представьте, что вы достали этот камень из себя и положили перед собой. Опишите его.

Клиент: - Он очень тяжёлый, тёмно-серого цвета. Гладкий и очень холодный.

Психолог: - Прекрасно. А теперь предстваьте рядом вашу маму. Отдайте ей этот камень и произнести следующие слова: "Это не моё, это твоё. Мне это не нужно. Я отдаю это тебе".

После такой простой и недолгой процедуры клиент ощутил явное облегчение. Со временем он научился проще реагировать на необоснованные обвинения, что значительно упростило ему жизнь и улучшило самочувствие.

Путь 2. Принятие

Значительная часть проблем заключается в том, что мы не желаем признавать какие-то свои чувства и желания, а иногда и вовсе их не осознаём. Образы позволяют выяснить, какая именно портебность отрицается, не принимается владельцем. Принятие этой потребности позволяет трансформировать негативное чувство, извлечь из него ресурсное состояние.

Ниже приведён сокращённый пример сессии при работе с "саботажником" - поведенческим аспектом клиентки, которая никак не могла себя заставить приступить к работе.

Схема работы с саботажником в эмоционально-образной терапии (клиент - женщина, 27 лет)

Клиент: - Я знаю, что работа должна быть выполнена в срок. Но хоть убейте - не могу заставить себя делать всё вовремя. Начальник пока терпит, но уже сделал первое предупреждение. А я всё продолжаю откладывать. Каждый раз когда даю себе установку, что пора браться за работу, тут же находится масса других очень важных дел.

Психолог: - Если бы та часть вас, которая не хочет приступать к работе, имела реальное воплощение, как вам кажется, это был бы мужчина или женщина? Представьте эту часть себя. Это может быть животное, а может быть даже предмет.

Клиент: - Нет, это совершенно точно человек. Я его не знаю, это мужчина. 

Психолог: - Расскажите о нём поподробнее. Как он выглядит? Во что он одет? Чем занимается?

Клиент: - Он мне неприятен. Это толстый ленивый мужик, который сидит в кресле перед телевизором и ест хот-дог.

Психолог: - Спросите у него, чего он хочет? Какие у него потребности?

Клиент: - Он отвечает, что хочет спать. Просто хочет нормально выспаться. О, Господи, я вспомнила, что родители запрещали мне спать днём, когда я была подростком, а меня просто "вырубало" на ходу, но если я позволяла себе вздремнуть, меня обвиняли в лени. Это было ужасно.

Психолог: - Вы можете разрешить этому мужчине поспать?

Клиент: - Да, я расстелила ему постель, он очень смущён, но очень рад. Он стал намного активнее, его глаза просто светятся от счастья.

Психолог: - Когда он выспался, что тогда с ним происходит?

Клиент: - Он превратился в девочку. Ей лет 14, она лежит в кроватке и плачет.

Психолог: - Спросите у неё, почему она плачет?

Клиент: - Потому что её никто не любит...

Психолог: - А вы можете сказать ей, что любите её и принимаете её такой, какая она есть?

Клиент: - Да, я говорю ей эти слова. Мы с ней обнимаемся. Это очень трогательно.

После этой сессии клиентка стала намного внимательнее относиться к своим потребностям и в скором времени сумела выстроить график своей работы так, чтобы успевать выполнять задачи в срок.
Образ саботажника

Эмоционально-образная терапия детям

Сталкиваясь с проблемами в поведении или здоровья ребёнка, родители ищут пути помощи. Конечно, важно вооружиться знаниями о причинах проблемы, иметь инструменты помощи. Но если говорить о проведении коррекционной работы, но значительно эффективнее проводить её не с детьми, а с родителями, потому что чаще всего причина страхов у детей - это нестабильное эмоциональное состояние родителей.

Родители не всегда осознают, что их эмоциональное состояние нуждается в корректировке. В таких случаях ребёнок становится как бы "зеркалом" состояния мамы или папы, или их взаимоотношений. Родитель может быть чрезмерно строгим по отношению к ребёнку, слишком властным и подавляющим. А может быть напротив - гиперопекающим, тревожным, чрезмерно заботливым. Родитель сам может быть эмоционально зависим от своего ребёнка, соответственно, он проецирует на него проблемы из собственного детства.

"Но у нас в семье всё хорошо, мы не показываем ребёнку свои страхи и тревоги", - скажут некоторые семейные пары. Но совершенно не важно, что именно вы показываете. Дети очень чуткие к истинному эмоциональному состоянию окружающих. Когда родитель не показывает свою тревогу, прячет, это даже ещё опаснее, чем если бы состояние было открыто, потому что в таком случае ребёнок чувствует, что что-то не так, но никак не может это объяснить, и начинает тревожиться сильнее.

Помните, что семья - это всегда система. Если ребёнок часто болеет, капризничает, не слушается, часто тревожится, значит есть нарушение в семейной системе. Работа с родителями помогает стабилизировать и нормализовать состояние ребёнка.

Эмоционально-образная терапия. Показания

- психосоматические заболевания (астма, аллергия, нейродермит, хронические заболевания и т.п.);

- фобии;

- психотравмы и пострессовые состояния;

- эмоциональные зависимости;

- гнев, подавленный гнев;

- горе, утрата;

- навязчивости;

- депрессии;

- чувства вины, стыда, обиды;

- кофликты и др.

Противопоказания к ЭОТ

- психиатрические пациенты, тяжёлые расстройства личности;

- некоторые соматические заболевания.