"Людей беспокоят не вещи, а их взгляд на них"
- Аарон Т. Бек
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это особая форма психотерапии, котоаря объединяет техники когнитивной и поведенческой терапии. Работа КПТ направляется на опредённую задачу (цель) и нацеливается на конкретный результат. Высокую эффективность КПТ показывает при работе с паническими атаками, фобиями, тревожными расстройствами.
Когнитивно-поведенческая терапия позволяет распознать схему привычных действий и реакций человека, выяснить, что провоцирует их появление и скорректировать сложившийся паттерн поведения, чтобы направить поток мыслей в нужное русло.
Цель 1. Поменять отношение клиента к себе. Если человек воспринимает себя как никчёмного, ненужного, неудачника, важно изменить это самопредставление, сделать так, чтобы он осознал, что имеет право на ошибки, как и все другие люди, и может эти ошибки исправлять.
Цель 2. Зачастую нами руководят автоматические мысли. На любую ситуацию наш мозг привык реагировать определённом образом. Важно осознать эту автоматическую мысль и научиться её останавливать. Клиент учится контролировать эти автоматические мысли, делать так, чтобы он руководил ими, а не они им.
Цель 3. Научить клиента замечать связь между мыслями (когнициями) и своим дальнейшим поведением - важная задача терапевта КПТ.
Цель 4. В терапии клиент учится анализировать поступающую информацию и перерабатывать её самостоятельно, не "застревая" на определённых травмирующих событиях.
Цель 5. Разрушительные дисфункциональные мысли заменяются на позитивные и самоутверждающие. Сначала клиент прикладывает для этого определённые усилия, но со временем этот процесс становится автоматическим.
Высокая эффективность когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) достигается путём трёх основных стратегий, применяемой терапевтами.
Стратегия 1. Эмпиризм сотрудничества. Между психологом и клиентом складываются партнёрские отношения, в которых могут выдвигаться различные гипотезы, касаемые мыслей и поведения клиента, приводятся доказательства или опровержения необходимости когниций, делаются умозаключения об их актуальности и необходимости. Путём логического анализа отыскиваются альтернативные мысли, которые могут быть включены в повседневную деятельность человека.
Стратегия 2. Сократовский диалог. Сократовский диалог - это беседа, основанная на вопросах-ответах. В процессе данного диалога решаются следующие задачи:
- выявляется проблема, её суть;
- находится логическое объяснение мыслям и образам;
- понимается значение происходящих событий, определяется реакция клиента на эти события;
- поддерживаемые когнициями события подвергаются оцениванию;
- оценивается поведение клиента.
Все эти выводы и оценки клиент осуществляется самостоятельно, психолог лишь направляет, задавая необходимые вопросы. Но вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они не подталкивали клиента к какому-то определённому "правильному" ответу. Человек должен увидеть ситуацию максимально объективно.
Стратегия 3. Направляемое открытие. С помощью когнитивных техник и заданий, направленных на изменение поведенческих привычек, психолог помогает клиенту выявить свои логические ошибки и сформировать новый опыт. Благодаря этому, клиент учится самостоятельно справляться со своими проблемами.
Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия помогает:
Когнитивно-поведенческая терапия - это распространённое комплексное направление психотерапии, объединяющее два подхода лечения психических расстройств - поведенческую и когнитивную психотерапию. Благодаря этому объединению, КПТ получило ряд преимуществ, такие, как:
- эффективность метода доказана многими клиническими испытаниями;
- краткосрочность метода КПТ (в среднем на одну проблему требуется до 15 консультаций);
- конкретный и понятный клиенту план действий;
- конкретизированные точные задачи.
В первую очередь когнитивно-поведенческая терапия разрабатывалась и продолжает развиваться в области лечения клинических и неклинических эмоциональных расстройств. Таким образом, основные проблемы, с которыми показано применение КПТ, это:
- депрессии и депрессивные состояния;
- фобии (социофобия, агорафобия и иные);
- генерализованное тревожное расстройство (ГТР), весь спект тревожно-фобических расстройств;
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), невроз навязчивых состояний;
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР);
- паническое расстройство, панические атаки, приступы паники;
- работа с гневом, агрессией, ненавистью, завистью, обидой и т.п.;
- кроме того, КПТ используется в комлексной терапии при лечении шизофрении, пограничного расстройства личности (ПРЛ), биполярно-аффективного расстройства и иных психиатрических диагнозах.
Когнитивно-поведенческая терапия практически не имеет противопоказаний (за исключением острого психотического состояния, при котором не показан ни один вид психотерапии).
Чтобы клиенту было проще выявить противоречия и систематические ошибки в своих мыслях и поступках, в качестве домашнего задания ему даётся ведение дневника самоанализа. Наиболее удобно делать это при помощи протокола таблицы СМЭР - пошагового заполнения таблицы КПТ.
Является усложнённой вариацией протокола СМЭР. Журнал ведётся по оределённой схеме:
1. Для начала записывается яркая эмоция и та ситуация, которая спровоцировала появление данной эмоций. Силу этой реакции необходимо оценить от 0 до 100%.
2. Выписывайте все мысли, касаемые этой ситуации: причины произошедшего, возможные последствия, особенности случившегося.
3. Далее необходимо попытаться оценить ситуацию со стороны и отметить все доказательства правдивости мыслей, преимущества и пользу данного типа мышления: от чего защищают подобные мысли, что они дают. Это столбик аргументов "За".
4. Всё также с позиции оценивания со стороны, выпишите все возможные аргументы "Против" - это опровержение данных мыслей, логическиие нестыковки, которые заставляют усомниться и подумать об обратном.
5. Выводы. Переоцените ситуацию. Как она выглядет теперь, после того, как вы учли все "За" и "Против"? Как следует реагировать на подобное, если оно случится снова?
В ходе выполнения данной техники выявляются автоматические мысли (когниции), которые вызывают дискомфорт у их носителя, но не осознаются до конца. В технике "Заполнение пустоты" негативная ситуация разделяется на три части:
1. Непосредственно ситуация (без оценок и эмоций, исключительно факты). Например: завтра я буду сдавать экзамен.
2. Пустота - это те мысли, которые мешают. Например: я слишком глуп, не смогу получить положительную оценку.
3. Результат: та самая поведенческая реакция, которая является следствием мысли. Например: пить успокоительное, отказ от сдачи экзамена, слёзы, чувство стыда.
В первую очередь заполняется первый пункт. Затем - третий. И в последнюю очередь необходимо приступить ко второму пункту - честно ответить себе на вопрос: что я думаю и чувствую на самом деле?
Обнаруженные мысли необходимо скорректировать с помощью техник когнитивно-поведенческой терапии. Если вы не можете самостоятельно изменить ход своих мыслей, вы можете обратиться к психологам проекта "Не молчи", которые обладают достаточной компетенций и навыками для работы в данном направлении.