Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

"Людей беспокоят не вещи, а их взгляд на них"

- Аарон Т. Бек

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это особая форма психотерапии, котоаря объединяет техники когнитивной и поведенческой терапии. Работа КПТ направляется на опредённую задачу (цель) и нацеливается на конкретный результат. Высокую эффективность КПТ показывает при работе с паническими атаками, фобиями, тревожными расстройствами.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет распознать схему привычных действий и реакций человека, выяснить, что провоцирует их появление и скорректировать сложившийся паттерн поведения, чтобы направить поток мыслей в нужное русло.

Цели когнитивно-поведенческой терапии

Цель 1. Поменять отношение клиента к себе. Если человек воспринимает себя как никчёмного, ненужного, неудачника, важно изменить это самопредставление, сделать так, чтобы он осознал, что имеет право на ошибки, как и все другие люди, и может эти ошибки исправлять.

Цель 2. Зачастую нами руководят автоматические мысли. На любую ситуацию наш мозг привык реагировать определённом образом. Важно осознать эту автоматическую мысль и научиться её останавливать. Клиент учится контролировать эти автоматические мысли, делать так, чтобы он руководил ими, а не они им.

Цель 3. Научить клиента замечать связь между мыслями (когнициями) и своим дальнейшим поведением - важная задача терапевта КПТ.

Цель 4. В терапии клиент учится анализировать поступающую информацию и перерабатывать её самостоятельно, не "застревая" на определённых травмирующих событиях.

Цель 5. Разрушительные дисфункциональные мысли заменяются на позитивные и самоутверждающие. Сначала клиент прикладывает для этого определённые усилия, но со временем этот процесс становится автоматическим.

Стратегии когнитивно-поведенческой терапии

Высокая эффективность когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) достигается путём трёх основных стратегий, применяемой терапевтами.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Стратегия 1. Эмпиризм сотрудничества. Между психологом и клиентом складываются партнёрские отношения, в которых могут выдвигаться различные гипотезы, касаемые мыслей и поведения клиента, приводятся доказательства или опровержения необходимости когниций, делаются умозаключения об их актуальности и необходимости. Путём логического анализа отыскиваются альтернативные мысли, которые могут быть включены в повседневную деятельность человека.

Стратегия 2. Сократовский диалог. Сократовский диалог - это беседа, основанная на вопросах-ответах. В процессе данного диалога решаются следующие задачи:

- выявляется проблема, её суть;

- находится логическое объяснение мыслям и образам;

- понимается значение происходящих событий, определяется реакция клиента на эти события;

- поддерживаемые когнициями события подвергаются оцениванию;

- оценивается поведение клиента.

Все эти выводы и оценки клиент осуществляется самостоятельно, психолог лишь направляет, задавая необходимые вопросы. Но вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они не подталкивали клиента к какому-то определённому "правильному" ответу. Человек должен увидеть ситуацию максимально объективно.

Стратегия 3. Направляемое открытие. С помощью когнитивных техник и заданий, направленных на изменение поведенческих привычек, психолог помогает клиенту выявить свои логические ошибки и сформировать новый опыт. Благодаря этому, клиент учится самостоятельно справляться со своими проблемами.

Когнитивно-поведенческая терапия

Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия помогает:

  • выявить тревожные мысли, являющиеся причиной страхов, фобий, панических атак и депрессий;
  • создать здоровую норму образа жизни взамен привычной;
  • закрепить эту норму, новый тип мышления с целью иного, более продуктивного отреагирования тревожным ситуациям.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия - это распространённое комплексное направление психотерапии, объединяющее два подхода лечения психических расстройств - поведенческую и когнитивную психотерапию. Благодаря этому объединению, КПТ получило ряд преимуществ, такие, как:

- эффективность метода доказана многими клиническими испытаниями;

- краткосрочность метода КПТ (в среднем на одну проблему требуется до 15 консультаций);

- конкретный и понятный клиенту план действий;

- конкретизированные точные задачи. 

Показания к когнитивно-поведенческой терапии

В первую очередь когнитивно-поведенческая терапия разрабатывалась и продолжает развиваться в области лечения клинических и неклинических эмоциональных расстройств. Таким образом, основные проблемы, с которыми показано применение КПТ, это:

- депрессии и депрессивные состояния;

- фобии (социофобия, агорафобия и иные);

- генерализованное тревожное расстройство (ГТР), весь спект тревожно-фобических расстройств;

- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), невроз навязчивых состояний;

- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР);

- паническое расстройство, панические атаки, приступы паники;

- работа с гневом, агрессией, ненавистью, завистью, обидой и т.п.;

- кроме того, КПТ используется в комлексной терапии при лечении шизофрении, пограничного расстройства личности (ПРЛ), биполярно-аффективного расстройства и иных психиатрических диагнозах.

Когнитивно-поведенческая терапия практически не имеет противопоказаний (за исключением острого психотического состояния, при котором не показан ни один вид психотерапии). 

Основные техники КПТ в психологии

Ведение дневника

Чтобы клиенту было проще выявить противоречия и систематические ошибки в своих мыслях и поступках, в качестве домашнего задания ему даётся ведение дневника самоанализа. Наиболее удобно делать это при помощи протокола таблицы СМЭР - пошагового заполнения таблицы КПТ.

За / против

Является усложнённой вариацией протокола СМЭР. Журнал ведётся по оределённой схеме:

1. Для начала записывается яркая эмоция и та ситуация, которая спровоцировала появление данной эмоций. Силу этой реакции необходимо оценить от 0 до 100%.

2. Выписывайте все мысли, касаемые этой ситуации: причины произошедшего, возможные последствия, особенности случившегося.

3. Далее необходимо попытаться оценить ситуацию со стороны и отметить все доказательства правдивости мыслей, преимущества и пользу данного типа мышления: от чего защищают подобные мысли, что они дают. Это столбик аргументов "За".

4. Всё также с позиции оценивания со стороны, выпишите все возможные аргументы "Против" - это опровержение данных мыслей, логическиие нестыковки, которые заставляют усомниться и подумать об обратном.

5. Выводы. Переоцените ситуацию. Как она выглядет теперь, после того, как вы учли все "За" и "Против"? Как следует реагировать на подобное, если оно случится снова?

Заполнение пустоты

В ходе выполнения данной техники выявляются автоматические мысли (когниции), которые вызывают дискомфорт у их носителя, но не осознаются до конца. В технике "Заполнение пустоты" негативная ситуация разделяется на три части:

1. Непосредственно ситуация (без оценок и эмоций, исключительно факты). Например: завтра я буду сдавать экзамен.

2. Пустота - это те мысли, которые мешают. Например: я слишком глуп, не смогу получить положительную оценку.

3. Результат: та самая поведенческая реакция, которая является следствием мысли. Например: пить успокоительное, отказ от сдачи экзамена, слёзы, чувство стыда.

В первую очередь заполняется первый пункт. Затем - третий. И в последнюю очередь необходимо приступить ко второму пункту - честно ответить себе на вопрос: что я думаю и чувствую на самом деле?

Обнаруженные мысли необходимо скорректировать с помощью техник когнитивно-поведенческой терапии. Если вы не можете самостоятельно изменить ход своих мыслей, вы можете обратиться к психологам проекта "Не молчи", которые обладают достаточной компетенций и навыками для работы в данном направлении.