Виктор Фракл. Психологическая помощь логотерапией
"Сказать жизни "Да"
Эрих Фромм. Психолог и любовь
"Искусство любить"
Вирджиния Сатир. Какой должна быть жизнь
"Множество ваших лиц"
Зигмунд Фрейд. Психоанализ в психологии
"Я и Оно"
Владимир Леви. Страхи и их лечение
"Куда жить"
Тел: 8(903)711-38-22
helppsy@internet.ru

Профессиональная психологическая помощь. Психолог онлайн консультация

"Секрет успеха заключается в том, чтобы сохранить образ успешного исхода в уме"

- Генри Дэвид Торо

Профессиональный коучинг, согласно определению ICF (Международной Федерации Коучинга) - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни.

На пути к достижению цели мы можем сталкиваться с трудностями, с которыми не можем справиться самостоятельно. Тогда нам требуется человек, который даст подсказку, поможет определиться, выбрать направление. Мы рассчитываем на помощь родных и близких, но они далеко не всегда оказываются в состоянии нам помочь. На сегодняшний день мы располагаем возможностью обратиться за помощью к профессиональному наставнику, или коучу (от англ. - "coach" - "тренер", "наставник").

Коуч не даёт советов, не переубеждает клиента, не настаивает на своём "правильном" видении ситуации. Коуч всегда максимально честен с клиентом, но никогда не оценивает его действия и поступки. Задача коуча - помочь клиенту найти лучшее решение.

Основные принципы коучинга

1. "Со всеми всё ок". Трудности у вас на пути - это всего лишь трудности. Они не характеризуют вас, не отображают вашу личность в негативном свете. Так же, как и других людей.

2. "Принцип наилучшего выбора". В любой заданный момент времени вы принимаете единственно правильное на тот момент решение. Даже если после вам кажется, что вы совершили ошибку, в условии обстоятельств того времени данный выбор был неизбежен.

3. "Здесь и сейчас". Что вы можете изменить не в прошлом, а в настоящем, чтобы сделать своё будущее лучше?

4. "Изменения неизбежны". Меняется время, меняются обстоятельства. В любом случае вы вынуждены принимать решения, опираясь на перемены.

5. "Принцип позитивного намерения". Не нужно осуждать себя или других за сделанный ими выбор, вешать ярлыки. Стоит посмотреть на мир глазами другого человека, чтобы понять его.

Подписывайтесь на социальные сети проекта "Не молчи"::

Одной из важных задач коуча является повышение планки клиента. Если вас преследует ощущение "потолка", через который вы не можете пробиться, коучинг - ваше направление.

Коучинг не занимается поиском глубинных причин. Работа коуча направлена на будущее. Поэтому нужно быть крайне внимательными и аккуратными при выборе коуча. Специалисты проекта "Не молчи" имеют профессиональное образование и опыт работы и способны помочь как в случае достижения цели "без корней", так и в случае, если имеющиеся корни нужно "истребить".

Этапы коучинга

Коучинг - мощное средство личностного роста, что привлекает внимание многих людей 21-го века. Он позволяет добиться успеха во многих областях деятельности, способствует росту осознанности и ответственности клиента.

Коучинг проходит в несколько этапов:

1. Постановка цели, её чёткая формулировка, осознание истинности цели. Иногда бывает такое, что изначально поставленная цель расходится с настоящими желаниями клиента. В этом случае цель может быть переформулирована.

2. Анализ имеющихся возможностей и ресурсов для достижения поставленной цели.

3. Определение путей достижения цели.

4. Выбор стратегии дальнейших действий, поэтапно.

Виды коучинга

В зависимости от уровня изменений выделяют следующие виды коучинга:

1. Поведенческий - направленный на изменение поведения клиента. К примеру, если руководителю не хватает жёсткости при общении с сотрудниками и при проведении совещаний.

2. Эволюционный - направленные на развитие личности клиента. Применяются специальные техники и методики, позволяющие повысить самооценку, совершенствоваться в профессиональной деятельности.

3. Трансформационный - направленный на экзистенциальные вопросы, тему предназначения и роли среди других людей.

В зависимости от количества участников выделяют следующие виды коучинга:

1. Индивидуальный коучинг - в сессии участвуют только профессиональный коуч и один клиент. Возможности индивидуального коучинга:

· развитие топ-менеджеров и первых лиц компании;

· поддержка менеджера в адаптации к новой должности;

· ускорение развития талантливых сотрудников.

2. Групповой коучинг - маленькая или большая группа работает с одним тренером (коучем).

3. Семейный коучинг - большее распространение получил среди американских семей, чем в России. Целью является улучшение взаимоотношений в семье и реализация совместных планов.

4. Командный коучинг - работа команд с коучем или парой коучей. В ходе неформального соревнования достигает обучение профессиональной деятельности.

Командный коучинг

Вопросы, с которыми люди обращаются к коучу

Как правило, к коучу приходят люди с конкретными целями и задачами. Основными запросами на коучинг являются следующие:

- постановка цели;

- планирование бизнеса;

- установление баланса между работой и личной жизнью;

- увеличение производительности на работе или в бизнесе;

- решение бизнес- и личных проблем;

- принятие ключевых решений;

- разработка стратегий;

- преодоление "застоя" и выгорания.

Техники коучинга

В коучинге существует множество способов привести клиента к желаемой цели. С наиболее популярной из них, "Колесо баланса", вы можете ознакомиться по ссылке. А ниже рассмотрим основные инструменты и техники коучинга, которые использует специалист.

Инструмент 1. Открытые вопросы

Как известно, вопросы бывают двух типов - открытые и закрытые.

Закрытые вопросы - это такие вопросы, которые подразумевают ограниченное количество конкретных ответов (например, "Да" или "Нет".

Примеры закрытых вопросов:

- Ты пойдёшь в магазин?

- Ты будешь чай или кофе?

В свою очередь, открытые вопросы не имеют конкретных вариантов ответа. Они дают отвечающему возможность высказаться в свободной форме. Такие вопросы начинаются со слов "Что", "Как", "Когда", "Почему", "Зачем" и т.п.

Примеры открытых вопросов:

- Как бы ты хотел провести выходные?

- Как ты относишься к случившемуся?

Отвечая на открытые вопросы, клиент намного лучше начинает осознавать своё положение и ситуацию, ему проще понять свои цели и потребности. Поэтому в коучинге используются именно открытые, а не закрытые вопросы.

Инструмент 2. "А что ещё" 

Чаще всего, когда перед нами возникает трудность, мы реагируем на неё привычным образом - так, как уже есть в нашем опыте и так, как уже однажды помогло нам справиться с подобной трудностью. К примеру, чтобы справиться с поставленной задачей вовремя, первым решением могут быть:

- сокращение объёма задачи;

- увеличение ресурса;

- снижение качества и т.д.

Иногда эти шаблоны оказываются вполне действенными, и тогда проблема не возникает. Но к коучу, как правило, обращаются люди в ситуации, когда привычные действия не сработали.

На первый взгляд вопрос "А что ещё" кажется вполне банальным. Но если задать его не один, а минимум три раза, это действительно поможет помочь увидеть новые пути и возможности.

Инструмент 3. Сдвигающие вопросы

Данная техника коучинга действует "от обратного". Коуч просит клиента представить то время, когда его проблема уже решилась, а затем пошагово расписать действия, которые привели к этому решению.

Например:

"Представьте, что ваш начальник всё же согласился повысить вам зарплату. Какие аргументы вы использовали в разговоре?"

"Представьте, что вы уже успешно сдали экзамен. Что вы делали для того, чтобы не провалиться?"

Если подобные вопросы ставят клиента в тупик, можно дистанцироваться от ситуации таким образом, как будто успеха достиг не он, а другой человек, и попытаться проанализировать его действия.

Например:

"Если бы твоя задача была поставлена перед успешным маркетологом, с чего бы он начал?"

"Представь человека, который оказался перед таким же выбором. Какие критерии помогли бы ему определиться?"

Когда мы смещаем фокус внимания с себя на другого человека, нам становится проще выйти из рамок собственных шаблонов и установок, что делает технику очень эффективной.

Инструмент 4. Шкалирование

Этот инструмент используется во многих направлениях психотерапии. Актуален он и в коучинговой сессии, помогая клиенту объективно оценить текущую ситуацию и определить возможные пути действия.

Например, если клиент приходит с запросом об улучшении качества жизни, коуч может попросить его оценить своё настоящее качество жизни по шкале от 1 до 10, где 1 - это самое ужасное качество жизни, а 10 - самое лучшее.

Можно использовать разные шкалы, например, оценивать от 1 до 100%.

Если клиент выбирает середину шкалы (5 баллов на 10-балльной шкале), стоит уточнить - это пятёрка ближе к 4 или к 6?

Если клиент оценивает свою ситуацию на 7, то коуч может помочь выявить следующий шаг: "Если это будет 8, то как изменятся обстоятельства, чего не хватает до 8?"