Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».
- Джон Фицджеральд Кеннеди
Кризис - это один из неизбежных, и зачастую даже необходимых моментов жизни, движущая сила, помогающая личности, группее, обществу и человечество в целом развиваться. Возникает кризис в тот момент, когда привычная модель поведения утрачивает свою актуальность, не помогает справиться с новыми обстоятельствами, а иная стратегия поведения и восприятия ещё не сформировалась.
Кризис - некий поворотный пункт человеческой судьбы. К счастью, большинство людей успешно справляются с кризисами самостоятельно. Однако, в некоторых случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Работа кризисного психолога делится на две сферы: работа с внутриличностными кризисами и кризисы, возникающие в результате внешних обстоятельств.
В случае возникновение некоего травмирующего события - экстремальной кризисной ситуцаии - появляется вероятность возникновения кризиса.
Под экстремальной ситуацией понимается такая ситуация, которая выходит за пределы привычного человеческого опыта.
Последствиями внешнего кризиса могут быть такие состояния, как шоковая травма и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Согласно определению, психическая травма (психотравма) - это событие, которое воспринимается человеком как угроза его существования, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).
Со временем последствия травмы стираются, в некоторых случаях полностью исцеляется самостоятельно. Но всё же то, как человек переживёт острый момент, связанный с экстремальной ситуацией, зависит качество его дальнейшей жизни. У 20% людей, столкнувшихся с экстремальной ситуацией, наблюдаются отсроченные (2-6 месяцев) проблемы в одной или нескольких областях жизни: профессиональной, психосоматической, аффективной или психосоциальной.
Важно отметить, что отсроченные и затяжные реакции (симптомы ПТСР) могут возникать не только непосредственно у участников вооружённых конфликтов, жертв природных и техногенных катастроф и т.п. Сторонние наблюдатели также становятся косвенными участниками этих событий, если слишком много внимания уделяют просмотру новостей и обсуждению произошедшего с другими людьми.
В отличие от внешних кризисов, внутриличностные кризисы неизбежны и даже желательны. Внутриличностный кризис - это момент перехода на новую ступень развития. Однако, при всей своей пользе, если вовремя не отследить и не разрешить внутренние противоречия, кризис может затянуться, что начнёт негативно отражаться на профессиональной деятельности, общении с близкими людьми и на других значимых сферах жизни.
Внутренние кризисы бывают:
1. Возрастной кризис - это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления.
2. Экзистенциальный кризис - состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования.
3. Психодуховный кризис - слишком быстрое протекание процесса духовного самораскрытия; скорость этого процесса превышает интегративные возможности человека, и он принимает драматические формы.
Для работы с кризисными состояниями кризисный психолог использует методы из различных направлений психотерапии, выбор которых обусловлен состоянием клиента, личностными качествами клиента и особенности ситуации, по причине которой возникло кризисной состояние. Для лучшего понимания работы кризисному психологу важно учитывать некоторые аспекты кризиса.
1) Кризис имеет чёткое датирование, фиксацию в пространстве и времени.
2) Кризис ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями. Безотлагателен.
3) Всегда имеет причинность:
4) Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
5) Кризис может возникнуть, как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу "последней капли").
6) Кризис вызывает сильнейшие эмоции у человека, в обычной жизни не происходящие, и требует адаптации, вызывает напряжение всех адаптивных сил.
7) Кризис разделяет жизнь на "до" и "после".
Данный алгоритм работы с человеком, который находится в кризисном состоянии, был разработан для психологов при работе с клиентами. Но он может быть также использован близкими того человека, которому требуется поддержка и помощь в кризисной ситуации.
Когда человеку плохо, его естественное желание - как можно скорее сделать так, чтобы стало лучше. Его переполняют эмоции, мысли, воспоминания. Важно понять, что человеку необходимо время, чтобы вновь обрести опору под ногами. Нужно дать свободу этим эмоциям, а следовательно, нужно снизить темп. Важно объяснить клиенту, как устроен механизм переживания, донести до человека, что мозгу требуется время, чтобы принять новые обстоятельства, и это нормально. Всему своё время.
Клиенту в кризисном состоянии бывает очень трудно сосредоточиться на своих чувствах. Он больше погружен в переживание самой ситуации, в детали произошедшего. Описывая своё состояние, он как будто использует готовый сценарий, конкретную схему события. Задача психолога - раскрыть психологическое содержание события, выявить, какие возникают чувства и желания, какие физические ощущения соответствуют происходящему.
Для того, чтобы сделать это более эффективно, можно задавать прямые открытые вопросы: "Что ты чувствовал тогда?", "Как ты относишься к произошедшему?", но более мягко будет вербализировать чувства клиента: "Я думаю, это очень обидно", "Наверное, ты испытал сильную боль".
В житейских представлениях об оказании помощи в кризисной ситуации бытует мнение, что человека нужно успокаивать, стараясь избегать боль. Но такой уход от чувств крайне непродуктивен и даже опасен. Чтобы действительно помочь справиться с болезненным состоянием, а не приглушить его на какое-то время, необходимо помочь клиенту вербализировать собственные чувства, осознать их, не убегать от них: плакать, если хочется плакать, кричать, если хочется кричать. Это помогает прожить ситуацию и предотвращает затягивание кризисного состояния.
Многие темы в обществе считаются "запретными". Неприятно говорить о жестокости, насилии, страхе. Но человеку, который столкнулся с экстремальной ситуацией, очень важно получить возможность выговориться. Можно даже дополнительно распрашивать его о деталях произошедшего. Важно, чтобы кризисный психолог сам мог выдерживать тяжёлые темы, был готов их обсуждать и не боялся, что подобные откровения причинят больший вред клиенту.
Важно оставить собственные убеждения о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Не стоит оценивать поведение клиента в момент травмирующего события и его действия после. Должно быть абсолютное полное принятие со стороны кризисного психолога. Важно помнить, что клиент имеет право на свои чувства и желания, своё собственное мировоззрение и право на выбор своей собственной судьбы.
Чтобы атмосфера терапии была доверительной, необходимо работать по правилу "человек-человек". Психолог тоже испытывает чувства и эмоции, может проявлять своё человеческое отношение к сложившейся ситуации. Если кризисный психолог боится обнажать свои собственные чувства или испытывает излишнюю ответственность за эмоции клиента, а также если не обладает достаточными навыками для предоставления обратной связи, это может затруднить ход терапии.
Если вы чувствуете, что вам необходима помощь профессионала для преодоления жизненного кризиса, вы можете обратиться к кризисным психологам проекта "Не молчи", которые проведут качественную работу и помогут вернуть радость жизни.