На сегодняшний день выбор школы, в которой будет обучаться ребёнок — это настоящая головная боль для родителей. Выбрать частную или государственную? Выбрать ту, где оценивают по 5-балльной системе, или по 10-балльной? А может, будет лучше та школа, где вообще нет системы оценок? И как лучше учиться ребёнку — по четвертям, по триместрам, или по системе 5-1?
Обретает популярность вальдорфская школа — интерес к ней у родителей возникает всё чаще, а соответственно — возрастает и количество вопросов. Рассмотрим же основные плюсы и минусы данной системы.
Вальдорфская педагогика основана на религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера антропософии, согласно которому в человеке взаимодействуют четыре сущности:
• физическое тело;
• эфирное тело, которое отвечает за его жизненные силы и рост;
• астральное тело, то есть проявление психических переживаний:
• Я — бессмертная духовная составляющая человека.
Все эти сущности «рождаются» в последовательности с семилетними промежутками, при этом период школьного обучения примерно совпадает с рождениями двух:
• Эфирное тело - рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов (примерно в 7 лет). Основой обучения в этот период становятся «следование и авторитет», важно развитие образной фантазии и памяти.
• Астральное тело рождается в начале пубертатного возраста (примерно в 14 лет). В этот период происходит эмоциональное взросление, развиваются интеллектуальные способности.
Но данное учение является лишь основой и не передаётся детям (как утверждает СМИ) в данной альтернативной системе педагогики как отдельный предмет или религиозное верование.
Основное отличие от общеобразовательной школы — обучение здесь проходит по желанию. Ребёнка не заставляют сидеть над учебниками (а в начальной школе учебников и вовсе нет), если он этого не хочет. Ребёнку даётся выбор, а основной акцент делается на развитие творческих способностей.
В вальдорфской школе запрещено пользоваться мобильными телефонами, также здесь нет компьютеров, ноутбуков и телевизоров. Одно из развлечений детей в стенах школы — это поделки, которые делают дети уже с первых классов исключительно из натуральных материалов.
Выглядит довольно интересно, но для большей точности давайте рассмотрим более подробно.
1) Развитие личности — главное направление обучения в начальной школе. Дети здесь — центр Вселенной. Каждый ребёнок имеет право на собственное мнение и на свои желания. Задача учителя — поддержать идею, воплотить её в жизнь безопасным для ребёнка и для других детей образом.
2) С начальной школы дети, как правило, изучают два иностранных языка.
3) Творчеству в вальдорфской школе отводится особое внимание. Творчество здесь — это не только пение, музыка и танцы. Дети учатся играть на музыкальных инструментах, осваивают театральное искусство, занимаются эвритмией (искусство художественного движения).
4) Здесь нет домашних заданий.
5) Праздник — это целое искусство! К Пасхе, Рождеству, Новому году, Масленице и другим торжественным дням календаря дети готовят сценки, учат стихи, создают своими руками подарки друг другу. Ко Дню Рождения весь класс готовит сюрприз имениннику — его праздник отмечается особенно торжественно.
6) Отсутствие буллинга, в школе все едины. В классах нет лидеров или изгоев, нет соперничества, нет злодеев. Весь класс — единый сплочённый коллектив.
Родители выпускников Вальдорфских школ отмечают, что данная педагогическая система помогла их детям стать добрыми и отзывчивыми людьми.
1) Если вы захотите перевестись в другую школу, у вас могут возникнуть проблемы с переводом характеристики ученика (вместо привычных нам журналов на каждого ребёнка заводится тетрадь-характеристика) в 5-балльную систему.
2) Вместо привычных 11 лет обучения (или 9 для желающих уйти после 9 класса) обучение здесь может длиться 12 лет.
3) Вальдорфская школа хорошо подходит для гуманитариев. Если у ребёнка есть тяга к точным наукам, ему будет сложнее её реализовать.
4) Несмотря на то, что существуют вальдорфские школы, финансируемые государством, всё же большинство из них — частные, а следовательно, стоят не малых денег.
5) Некоторые сравнивают данные школы с сектами. Атмосфера в школе зачастую оторвана от реальности, слишком утопичная.
6) Некоторые предметы вводятся позднее, чем в обычных школах. Например, чтение здесь начинается со второго класса, а не с первого.
Отличается не только сам подход к образованию, но и в целом система. Вот основные правила:
- Ребёнку не принято говорить нет. Конечно, если ребёнок захочет нанести вред другому или другое злодеяние — его остановят. Но с учётом того, что атмосфера в школе царит максимально доброжелательная, такое происходит крайне редко.
- Преждевременное интеллектуальное развитие недопустимо. Всё должно идти своим чередом, и забегать вперёд — вредно.
- От начала до конца обучения класс ведёт отдельный педагог, который является авторитетом. Другие педагоги добавляются по отдельным предметам лишь после восьмого класса.
- Главным уроком является первый урок. Именно первым уроком проводятся занятия по русскому языку или математике. А далее упор идёт на творческое развитие.
- Нет оценок. Ребёнок не расстраивается из-за двоек и не гонится за пятёрками, т.к. этого просто не существует.
- Нет директора, но есть совет, в состав которого входят учителя, воспитатели и родители. Все вопросы решаются сообща.
Если говорить о перспективах, то, судя по отзывам, у детей не возникает проблем при поступлении в ВУЗы. Правда, как уже было сказано выше — чаще это всё же гуманитарные ВУЗы, учитывая акцент на творческой реализации детей. У взрослых, закончивших Вальдорфскую школу, не возникает проблем при общении в социуме, они доброжелательные и отзывчивые люди. Что касается интеллектуального развития — здесь отзывы расходятся. Одни родители довольны свободой и развитием творчества. Другие утверждают, что это неправильно. Как бы то ни было — решать родителям, взвесив все плюсы и минусы, понимая, что лучше конкретно для их ребёнка.