В своей работе когнитивно-поведенческая терапия опирается на идею, что наши эмоциональные реакции на события определяются не столько самим событием, сколько нашим восприятием ситуации. И у разных людей на одинаковый эпизод будут разные реакции. Кто-то рассмеется, увидев, как Чарли Чаплин упал со стула, а кто-то расстроится.
Поэтому задачей терапии становится выявление мысли, предшествующей эмоции. В нашем примере такие мысли могли быть “Ха-ха-ха, какой нелепый этот Чаплин” или “Ах, бедняжка, он же ушибся!”. Далее, при необходимости, идет работа по замене этой мысли на другую, соответствующую ситуации, более адекватную.
Заметим, речь не идет о так называемом “позитивном мышлении”. Терапия не ставит цель заменить ВСЕ негативные мысли и эмоции на позитивные. Нет повода для радости, если у вас украли кошелек с деньгами. Некоторая степень огорчения тут вполне уместна. Но если вы по этому поводу отменяете приглашение в гости и вымещаете обиду на близких - на такое отношение к ситуации уже стоит обратить внимание.
Большинство искаженных мыслей можно разделить на несколько групп. У разных авторов количество этих групп различно. Я приведу в пример список когнитивных искажений, предложенный доктором психологии Робертом Лихи, и состоящий из 17 пунктов.
1. Чтение мыслей: Вы предполагаете, что знаете, о чем думают другие, хотя не имеете на то достаточных оснований. Пример: «Он считает меня неудачником».
2. Предсказание будущего: Вы предсказываете события, которые произойдут в будущем: что ситуация ухудшится или вы столкнетесь с опасностью. Пример: «Я провалю экзамен» или «Эту работу мне не получить».
3. Катастрофизация: Вы уверены: то, что случилось или случится в будущем, будет настолько страшным и невыносимым, что вы не сможете это пережить. Пример: «Будет просто ужасно, если у меня не получится».
4. Навешивание ярлыков: Вы присваиваете себе и окружающим глобальные негативные качества. Пример: «Я непривлекательный» или «Он плохой человек».
5. Обесценивание положительного: Вы убеждены, что достигнутые вами или другими людьми положительные результаты на самом деле ничего не стоят. Пример: «Все жены должны себя так вести, поэтому когда она мила со мной, – это ничего не значит» или «Этот успех дался мне легко, а значит, его можно не считать».
6. Негативный фильтр: Вы преимущественно сосредоточиваетесь на негативных фактах и редко замечаете позитивные. Пример: «Только посмотрите, скольким людям я не нравлюсь!»
7. Сверхобобщение: Вы делаете глобальные негативные выводы на основании отдельных событий. Пример: «Со мной так всегда. У меня ничего не получается».
8. Дихотомическое мышление: Вы воспринимаете события и людей, руководствуясь принципом «все или ничего». Пример: «Все меня отвергают» или «Только зря потратил время».
9. Долженствование: Вы рассматриваете происходящее с точки зрения того, как должно быть, что мешает воспринимать события так, как есть. Пример: «Я должен показать хороший результат. В противном случае я просто неудачник».
10. Персонализация: Вы берете на себя вину за негативные события и не понимаете, что не все происходящее зависит от вас. Пример: «Я разрушил наш брак».
11. Обвинение: Вы считаете другого человека источником ваших негативных чувств и отказываетесь брать на себя ответственность за изменения. Пример: «Сейчас я так чувствую себя из-за нее» или «Родители – главный источник моих проблем».
12. Несправедливое сравнение: Вы оцениваете события, ориентируясь на нереалистичные стандарты и сосредоточиваясь в первую очередь на людях, которые в чем-то лучше вас. Поэтому сравнения всегда получаются не в вашу пользу. Пример: «Она успешнее меня» или «Другие лучше меня справились с тестом».
13. Ориентация на сожаление: Вы сосредоточиваетесь на мысли, что в прошлом могли бы сделать что-то лучше, и не думаете о том, что можно сделать сейчас. Пример: «Если бы я постарался, я мог бы сделать лучше» или «Не нужно было мне этого говорить».
14. Что, если…?: Вы задаете себе вопросы о том, что было бы, если бы…, и ответы никогда не приносят вам удовлетворения. Пример: «Да, но что, если меня захлестнет тревога?» или «А вдруг мне не удастся успокоить дыхание?»
15. Эмоциональное обоснование : Вы руководствуетесь чувствами при интерпретации реальных событий. Пример: «Я чувствую себя подавленным – значит, мой брак ужасен».
16. Неспособность к опровержению : Вы отвергаете любые доводы, противоречащие вашим негативным мыслям. Например, вы думаете «Меня невозможно любить» и отказываетесь принимать во внимание свидетельства того, что кому-то вы все же нравитесь. Получается, что вашу мысль якобы невозможно опровергнуть. Еще пример: «Дело не в этом. Есть более глубинные проблемы, другие факторы».
17. Сосредоточенность на осуждении : Вы рассматриваете себя, других людей и события из жизни, давая всему черно-белые оценки (хорошее-плохое; лучше-хуже), а не с описательной, принимающей или понимающей позиции. Вы постоянно сравниваете себя и других в соответствии с некими стандартами, которым сами не соответствуете. Суждения других, равно как и ваши суждения о себе, поглощают ваше внимание. Например: «Я плохо учился в институте», или «Если я займусь теннисом, у меня не получится играть хорошо», или «Она такая успешная. Намного успешнее меня».
Возможно, какие-то из них вам знакомы и вы их регулярно встречаете у себя?
Что делать далее с когнитивными искажениями, вы можете узнать, ознакомившись со статьёй Протокол СМЭР - пошаговое заполнение таблицы КПТ
Профессиональные психологи проекта "НЕ МОЛЧИ" помогут вам выйти из замкнутого круга когнитивных искажений.