Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает своё отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности.
Если говорить более простым языком, то под эмоциями обычно подразумевают все разнообразные реакции человека – от бурной вспышки страсти до тонких малозаметных оттенков настроения.
Но всё-таки мы должны немножко разделить такие понятия, как чувства, эмоции и настроение.
Чувства отличаются относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций.
Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств.
Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов.
Эмоции изменчивы, кратковременны и быстро сменяют друг друга. Чувства, которые возникают в результате нарастающих эмоциональных переживаний, устойчивы и постоянны, поэтому могут «жить» в человеке многие годы. В то время как эмоция привязана к ситуации, чувство имеет отношение к некому объекту.
Настроение может быть ровным или приподнятым. В бытовом определение мы обычно говорим у нас плохое настроение или хорошее, приподнятое. На самом деле, впрочем, как и всегда, в психологии нет общего мнения о настроение. Поэтому его заменяют понятием эмоционального фона, которое варьируется от полного спокойствия равного безразличию, до, наоборот, максимального реагирования человека, то есть фактически аффекта.
Зачастую сильно эмоциональный человек не чувствует других людей, даже близких. А многие люди, которые умеют чувствовать себя и других, не умеют показывать и выражать эмоции, проживая свои глубокие чувства внутри. Так, что мы даже никогда и не поймём, что человек на самом деле очень чувствительный. Да и он сам зачастую не сможет описать свои чувства.
Базовые эмоции – это эмоции, которыми обладает здоровый человек вне зависимости от пола или национальности. Но даже тут исследователи не могут точно определить, какие же эмоции являются базовыми.
Как видно из таблички, разные авторы выделяют разные базовые эмоции. И их количество варьируется от двух до десяти.
Но если большинство эмоций достаточно понятны, то есть такая эмоция как принятие, которое, наверное, многие бы предположить не могли.
Принятие - нейтральная эмоция, согласие с существующим положением дел, является базисом для перехода из одной эмоции в другую, создает благоприятную атмосферу. В результате принятия создается естественное, спокойное и «безоценочное» состояние.
Эмоции без контекста не дают нам информации о причинах этих эмоций. К примеру, человек не мог дозвониться до своей жены, а когда они встретились, он задал вопрос, где ты была? И у жены появилась эмоции страха. Муж может заподозрить жену в чём-то не очень хорошем, особенно если слишком подозрительный, но возможно жена была на исследование в больнице и получила неутешительный диагноз, и не знает, как сказать.
Согласно Дж. Мейеру, П. Сэловею, Д. Крузо развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе выглядит следующим образом :
1. Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций.
2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
3. Понимание и анализ эмоций.
4. Сознательность управления эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.
Для ребёнка дошкольного возраста основным компонентом эмоционального развития является восприятие, оценка и выражение эмоций.
Отсюда следуют и задачи, которые помогают дошкольнику понять эмоциональную сферу собственной личности и личности других людей:
• научить ребёнка распознавать и открыто выражать свои эмоции;
• помочь ребёнку в осознании собственных потребностей и потребностей других людей;
• привить ребёнку навыки культурного общения.
Одним из главных новообразований дошкольного возраста является становление процесса произвольной эмоциональной регуляции, состоящего из следующих компонентов и механизмов:
- Эмоциональное предвосхищение результатов деятельности. Данный психологический механизм позволяет ребёнку предчувствовать возможные последствия ещё до выполнения каких-либо действий. Данный механизм вырабатывается в результате познавательной деятельности и опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Аффективное обобщение. Ребёнок научается обобщать чувства, т. е. если с ним много раз случалась одна и та же ситуация, у него образуется аффективное образование. Л. С. Выготский так описывал этот механизм: «Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь — он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование». К примеру, отец научил сына играть в шашки, и каждый вечер они играли партию, в которой сын всегда проигрывал. Но в один момент, сын отказывается от игры с отцом, предпочитая сыграть с соседским мальчиком, который играет хуже. Опыт поражений и чувств после него привели его к аффективному обобщению.
Это лёгкий пример, но ведь бывает, что люди много раз сталкивались с неудачами в любви – и эти неудачи обобщаются. Превращаются в аффективное обобщение. Человек не хочет больше испытывать чувство любви на каком-то из этапов новых отношений. И это очень сильное чувство, которое не пробьёшь, даже сам человек не может убедить себя в том, что это иррациональная мысль. Над этим надо долго работать. И то не факт, что человек захочет или сможет возвращаться в своей памяти в эти состояния. Ведь, с другой стороны, это аффективное обобщение оберегает его от боли возможных будущих разочарований.
Чтобы помочь этому человеку всегда нужно два условия: желание и осознание человеком этой иррациональной мысли и доверительное отношение к тому, кто готов помочь ему пережить заново те эмоции.
Не хотелось бы впадать в спасательство, которое так вредно для психологов, в частности. Но бывает так, что это эмоциональное обобщение присутствует у наших близких, и мы не можем просто так оставить искреннюю заботу о нём и не можем просто так отпустить эту ситуацию. Но даже в таком случае напористый приём не сработает, если человек не хочет. Всё что мы можем это проявить терпение к собственным чувствам и не нагнетаь их, и просто быть рядом, если вдруг это понадобится, если вдруг человеку захочется что-то рассказать. Но даже здесь мы не должны анализировать и сразу давать ему какие-то советы, мы можем просто понять его и принять таким, какой он есть.
- Управление эмоциональными проявлениям и эмоциональная коррекция поведения. Т.е. согласование поведения с личностным смыслом определенной ситуации и выполнение в ней действий для удовлетворения определенных интересов и потребностей.
- Произвольность эмоциональных проявлений. К концу дошкольного возраста при нормальном развитии импульсивность эмоциональных проявлений уменьшается, а опосредованность повышается.
Как же так получается, что, вырастая, мы не чувствуем каких-либо эмоций или испытываем дискомфорт в эмоциональной сфере? Зачастую ответ находится в нашем детстве:
- В раннем детстве наши чувства оскорбляют, и никто никогда не замечает наши оскорбленные чувства.
- Затем нам говорят, чтобы мы не злились, когда нас обижают.
- После этого нас заставляют демонстрировать признательность тем, кто нас обижает, так как у них были добрые намерения (они не хотели нас обидеть).
- Затем нам говорят, чтобы мы забыли о случившемся.
- И наконец, нам демонстрируют, как избавиться от накопившегося гнева с помощью насилия и оскорблений по отношению к другим людям, которые младше или слабее нас, либо говорят, чтобы мы направили свой гнев на самого себя.
Миллер (1983) добавляет: “Самой большой жестокостью по отношению к ребенку является запрещение выражать свой гнев или страдания. В противном случае он рискует утратить любовь и признательность своих родителей”. Многих детей, которые воспитывались в дисфункциональных семьях, систематически учили подавлять и сдерживать свой гнев, печаль и чувство обиды. Часто нас разубеждают в наших чувствах, учат не доверять им и полагаться только на то, что говорят о наших чувствах другие люди.
Техники, помогающие работать с эмоциями:
- таблица чувств;
- таблица СМЭР в КПТ;
- техника «четыре ребёнка-Я»;
- арт-терапевтические методы.
К сожалению, иногда бывают такие состояния, когда человек в принципе не чувствует эмоций. Эти состояния могут быть как следствие каких-то психологических проблем, так и биологической предрасположенности.
Состояние, при которых эмоции затруднительны:
• Деперсонализация (у многих людей транзиторная деперсонализация случается в связи с избытком чувств новой информации, невозможности адекватно выразить чувства). Потеря чувств вызывает мучительную душевную боль; приглушение или полное исчезновение чувств (эмоционального отношения) к близким; притупление простых чувств, таких как чувства обиды, злобы, сострадания, радости. Практически всегда (за исключением некоторых видов шизофрении) деперсонализация является защитным механизмом психики при возникновении сильного эмоционального потрясения.
• Алекситимия (затруднение в определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей; затруднение в различении эмоций и телесных ощущений; фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям; склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций).
• Апатия— симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности, отсутствии отрицательного и положительного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.
Болезни:
• Синдромом Аспергера (люди способны теоретически понимать эмоции других людей и научиться сопереживанию, но обычно им сложно реализовать свои знания на практике).
Рекомендованная литература по чувствам и эмоциям:
• Пол Экман. Психология эмоций.
• Наталия Кедрова. Азбука эмоций.
• Кэррол Изард. Психология эмоций.
• Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.
• Дон Колберт. Смертельные эмоции. Как преодолеть смертельные эмоции, являющиеся причиной множества болезней?
• Ричард Дэвидсон. Эмоциональная жизнь мозга.