Логоанализ - методика из направления логотерапии Виктора Франкла, позволяющая осознать собственную жизнь с позиции смыслов.
Она состоит из следующих шагов.
Шаг 1. Оценка своей жизни, целей жизни.
На этом этапе стоит выявить:
- цели, стремления и мечты, которые были свойственны человеку на протяжении всей его жизни, отметить, какие из них актуальны, а какие уже нет;
- свои сильные стороны: черты характера, жизненные успехи, удачно сложившиеся обстоятельства жизни - без скромности и стеснения;
- слабые стороны личности: черты характера, жизненные неудачи, и чему они научили;
- жизненные проблемы, которые стали причиной трудностей и конфликтов: кто несёт за них ответственность, актуальны ли они сейчас;
- надежды на будущее: реальные желания и фантастические мечты;
- планы на будущее: краткосрочные и долгосрочные, конкретно;
- обобщение достижений за длительный период (более полугода): как менялись планы, цели, какие сделаны выводы, какие появились проблемы, и как они решились.
Шаг 2. Представить себя таким человеком, каким хотел бы быть.
Зафиксировать те случаи, в которых человек поступал именно так, как хотел - конкретную ситуацию и конкретное действие.
Шаг 3. Отношения с другими людьми.
Важно пересмотреть своё прошлое и отметить тех людей, которые внесли значительный вклад в развитие интересов, постановку целей. Вспомнить людей, которые были близки и выявить, почему именно они были ближе. Ответить на вопросы: Что я от них перенял, получил? Кто сейчас определяет мою жизнь? Кто оказывает на меня влияние? Есть ли такие люди и чем они важны для меня? Каких людей я считаю близкими и чем они мне близки? Что я получаю от отношений с разными людьми? Чем я сам себе мешаю быть ближе к другим людям? Насколько у меня дефицит в отношениях? К кому я сейчас обращаюсь за помощью, если нуждаюсь в ней? К каким людям я склонен обращаться за помощью? (Все должно быть как можно конкретнее).
Шаг 4. Поиск ценностей.
- Три моих главных желания, какие потребности может удовлетворить исполнение каждого из этих желаний? Каким способом я бы мог осуществить каждое из этих желаний?
- Пять главных переживаний в моей жизни, принесших наибольшее удовлетворение. Каким потребностям соответствовало каждое из этих переживаний и насколько эта потребность удовлетворена в настоящее время?
- Пять сновидений. Короткое описание. Какое желание и страх за каждым из этих сновидений скрывается? Какая потребность за каждым сновидением скрывается и как эта потребность может быть удовлетворена?
- Каким одним словом я могу выразить смысл моей жизни? Какая ценность за этим словом скрывается? Какие мои возможные действия могут эту ценность воплотить?
- Написать себе эпитафию на могильной плите. Какая ценность за этой эпитафией скрывается и как воплотить эту ценность пока не нужно писать?
- Выделить нескольких людей, которых я знаю, которые нашли свой смысл и очень успешно его осуществляют. Что мне может помочь добиться этого?
- Личная идентичность. Одним предложением выразить себя, а каким было бы следующее предложение? Итого: пять предложений. Что помогает быть таким?
- Основные элементы смысла жизни. Иметь, кого любить, иметь, что делать, иметь, на кого надеяться. Есть ли у меня, что делать, кого любить, на кого надеяться?
Шаг 5. Ценность переживаний и установочных ценностей.
- Какие ценности я нахожу для себя в переживаниях? Что дает мне встреча с искусством? Что дают книги, музыка, природа, что они дают для моей жизни?
- Установочные ценности. Приходилось ли мне встречаться в жизни с обстоятельствами, которые я не мог изменить? Как я переживал эту встречу с неизбежным? Как я справился с этим, если справился? Какой смысл это имело для моей жизни?
Обобщение, к которому следует возвращаться. Три главных цели. Моя самая главная цель, следующая и следующая. К этому надо возвращаться время от времени, т.е. в настоящий момент. Какие у меня есть проблемы с приоритетами?