Стресс – это определенная реакция организма, связанная с вызовами объективной реальности.
Современная психология определяет понятие межличностного восприятия как понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии другими людьми (первое впечатление о человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния воспринимающего лица.
Личность обладает свойством отмечать в поведении другого человека те особенности, которые являются существенными для понимания, но в то же время малозаметными. Это свойство основано на индивидуальном жизненном опыте, а так же опыте в профессиональной сфере деятельности. Чем этот опыт более ограничен, тем индивиду менее свойственно воспринимать сигналы о том, кто с ним взаимодействует.
Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми. Потребность сообщить что-либо другого или задать тот или иной вопрос в повседневной жизни постоянно возникает у любого человека. Речь, направленная к другому в определённых обстоятельствах и при определённых условиях и носит название коммуникативной ситуации. Согласно определению А.Ю. Серебряковой, коммуникативная ситуация — это сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату [6].
Для постановки диагноза компульсивное переедание американские психиатры разработали ряд критериев, описанный в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройства пятого издания (DSM-5) [8]:
1) Регулярный характер приступов обжорства. Больной, страдающий компульсивным перееданием, потребляет значительно больше пищи, чем среднестатичестический человек.
2) Пациент чрезмерно озабочен своей фигурой и своим весом, испытывает постоянное беспокойство и проявляет сверхозабоченность по этому поводу.
На сегодняшний день нарушение пищевого поведения является одной из самых актуальных проблем. Но проблема это совершенно не новая. Данные о том, как люди стараются ограничить себя в еде ради очищения — как физического, так и духовного, существуют ещё со времён эпохи античности [3].
Расстройства пищевого поведения - это эмоционально-поведенческий синдром, связанный с нарушениями приемов пищи и обусловленный психогенными факторами. Его относят к разряду психических патологий, зафиксированных в МКБ-10. Расстройство пищевого поведения включает в себя одновременно несколько серьезных заболеваний.
Наличие аддиктивного поведения имеет разную степень выраженности:
- Наличие аддиктивного поведения - присутствует один или более видов аддикций в высокой степени значимости;
- Смежное аддиктивное поведение - присутствует один или более видов аддикций в незначительной или близко к высокой степени значимости;
- Отсутствие аддиктивного поведения – полное отсутствие какого-либо вида аддикций.
В наше время насчитывается около 30, а то и более разновидностей аддиктивного поведения. Перечислим самые распространенные виды аддиктивного поведения. В первую очередь делятся на: химические, биохимические, не химические. Самыми наиболее опасными являются химические аддикции, которые проявляются как:
В психологии нередко встречаются такие термины как «зависимость» и «аддикция». Эти термины всегда рассматривали с негативных сторон, понимая как вредные и разрушительные привычки. «Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, посредством изменения своего психического состояния» [10, с.291]. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, с помощью применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций». «Зависимость может рассматриваться как самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование» [2, c. 7].
Под супервизией понимается особая форма поддержки психотерапевтов и психологов, которая позволяет им посмотреть на трудности в своей работе с клиентами под другим фокусом и разделить при этом часть ответственности за выполняемую работу с более опытным специалистом.
Целью супервизии является помощь специалисту-психологу отвечать на потребности его клиента наиболее подходящим и эффективным для этого способом.
Главной функцией супервизии является поддержка и консультировании обучающегося психолога, психотерапевта, коуча, предоставление ему возможности для рефлексии своих профессиональных действий, а так же своего профессионального поведения.
Лечение невроза навязчивых состояний строится по общим принципам лечения неврозов. Прежде всего необходимо выяснить характер психической травмы, её значимость и особенности личности больного.
Основная направленность лечения должна быть ориентирована на психотерапию.
Наиболее эффективным методом психотерапевтического подход для лечения невроза навязчивых состояний является когнитивно-поведенческая психотерапия [6].