Многие авторы, такие как Астиани Н.М., Липгарт Н.К., Карвасарский Б.Д., Свядощ А.М., и др. выделяют невроз навязчивых состояний из всех видов невроза. Как отмечает М.Е. Бурно, в повседневной жизни встречается не мало здоровых навязчивостей, и потому определение данного вида невроза представляется достаточно не простым [1].
Люди, которые страдают неврозом навязчивых состояний, в некоторых странах считаются нетрудоспособными. Большинство больных тратят не мало времени на бессмысленные ритуалы, которые сопровождают навязчивые мысли и фобии, что так же неблагоприятно сказывается на уровне жизни.
Самостоятельно избавиться от навязчивых идей очень сложно. Как правило, при данной проблеме необходимо обратиться за помощью к специалисту, потому что избегание, которое чаще всего использует больной, с целью избавиться от недуга, лишь усугубляет его состояние [2].
Психологический дебрифинг — процедура группового обсуждения, которое нацелено на снижение психических страданий, описанная Е.М. Черепановой. Проводить дерибрифинг следует непосредственно на месте происшествия, и он является одно из форм краткосрочной скорой психологической помощи. При проведении ребрифинга применяют расспрос, эмпатическое выслушивание, эмоциональное отреагирование, информирование, когнитивное структурирование. В результате данной процедуры, пациент обретает чувство контроля над теми событиями, которые происходят в его жизни.
В результате исследования мы выявляли взаимосвязь эмоционального благополучия студентов-психологов с личностными особенностями.
В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 20 студентов вуза - женщины, получающие второе высшее образование - психолога. Возраст респондентов 29-46 лет.
В данном исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Проективная методика «Цветовой тест (8ЦТ)», М. Люшер, в адаптации Л.Н.Собчик.
2. Личностный тест «Большая пятерка (Big five)», Р. Мак-Крае и П. Коста.
В психологической науке есть несколько подходов по определению факторов, формирующих эмоциональное благополучие личности [3]:
• социально-психологический подход;
• психоаналитическая концепция;
• психофизиологическая концепция.
Так, с т.з. социально-психологической позиции эмоциональное благополучие связывают с социально-психологическими факторами, такими как: снижение самооценки, потерей устойчивого положения в обществе, ростом психологического напряжения в семье, общим психоэмоциональным статусом, позитивной Я-концепцией и т.д.[3] Данную точку зрения поддерживают отечественные исследователи Н. В. Дмитриева, В. А. Труфакин и др., а так же зарубежные исследователи М. Аргайл, Р. Бернс и др.
В психологической науке нет единого определения понятию эмоциональное благополучие. В разных психологических теориях эмоциональное благополучие определяется по-разному. Рагулина М. В. определяет эмоциональное благополучие личности как «собственная эмоциональная оценка человеком того, как осуществляется его жизнь» [8]. Тарабакина Л. В. в своих работах связывает эмоциональное благополучие личности с психологическим здоровьем, определяя его как «часть психологического здоровья» [9]. Куликов Л. В. определяет эмоциональное благополучие как интегральную характеристику в рамках психологического благополучия в целом [5].
Такие различные взгляды на эмоциональное благополучие говорят о его многомерности и большом значении. Тем не менее, именно совокупность всех взглядов на эмоциональное благополучие и даёт нам общую картину этого явления.
Понятие “Созависимость” появилось в психологии относительно недавно, в 70–80 годах прошлого века. Сначала под под этим словом понимали совокупность негативных воздействий, от которых страдали люди (родители, жены, дети) проживающие совместно с лицами, имеющими зависимость от алкоголя или наркомании. Другими словами созависимая личность рассматривалась как человек, у которого присутствуют нездоровые поведенческие шаблоны, мешающие адекватно справляться с жизненными трудностями, которые являются реакцией на злоупотребление алкоголем или другими химическими веществами другим лицом». Постепенно это понятие расширялось. К созависимым, к примеру, начали относить и тех, кто пытался помочь близким избавиться от губительных пристрастий, когда они это делали во вред, как себе, так и спасаемому. Поэтому, более общее определение может звучать так: «Созависимость — это патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека».
При лечении ПТСР используют разнообразные методы поддержки и коррекции. Необходимо соблюдать следующие принципы терапии:
1. По показаниям назначаются медикаменты. Применение медицинских препаратов желательно назначать на как можно более меньший срок. Кроме того, лекарственную терапию необходимо совмещать с психотерапией.
2. Проведение психотерапии необходимо начать как можно скорее после столкновения с травмирующей ситуацией.
3. Социальная поддержка пациента с ПТСР необходима [7].
Как отмечает Старшенбаум Г.В., особое внимание при обследовании пациентов с ПТСР необходимо уделить суицидальным тенденциям и попыткам самоубийства. Необходимо выявить сферу конфликта, уточнить позицию пациента, а так же лиц, которые его окружают, есть ли у больного надежда на оказание помощи со стороны близких и другие антисуицидальные факторы.
Стресс - это определённое состояние организма, которое характеризуется высоким эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием на человека определённых негативных факторов.
На то, как мы ощущаем и переживаем стресс влияют множество факторов. Но можно выделить три основополагающих модели.
У стрессовой оси есть три основных остановки: гипоталамус, влияющий на гипофиз, влияющий на надпочечники. Здесь же, в этой системе, мы впервые встречаемся с двумя представителями гормонов стресса: окситоцин и кортизол.
Психотерапия суицидального поведения включает в себя, как индивидуальную, так и групповую и семейную помощь. В зависимости от тяжести состояния, помощь может оказываться, как в амбулаторных, так и стационарных условиях. В некоторых случае требуется сочетание психофармакотерапии. [3]
Тактика кризисной терапии сводится к исследованию значения стрессора для аддикта, проявления сочувствия, к социальной и микросоциальной поддержке. Стоит добавить, что нельзя ограничиваться лишь эмоциональной поддержкой пациента, так как это может подкрепить его суицидальное поведения скрытыми манипулятивными мотивами.
Как правило, кризисный пациент теряет смысл жизни, и вместо его поиска — отказывается от жизни вообще. В ходе терапии предстоит помочь пациенту отказать от старой системы смыслов и ценностей, и помочь найти ему новые. Для этого терапевту необходимо создать такие психологические условия, в которых пациент смог бы развить свою личность.