Главная Статьи по психологии
На сегодняшний день нарушение пищевого поведения является одной из самых актуальных проблем. Но проблема это совершенно не новая. Данные о том, как люди стараются ограничить себя в еде ради очищения — как физического, так и духовного, существуют ещё со времён эпохи античности [3].
Расстройства пищевого поведения - это эмоционально-поведенческий синдром, связанный с нарушениями приемов пищи и обусловленный психогенными факторами. Его относят к разряду психических патологий, зафиксированных в МКБ-10. Расстройство пищевого поведения включает в себя одновременно несколько серьезных заболеваний.
Наличие аддиктивного поведения имеет разную степень выраженности:
- Наличие аддиктивного поведения - присутствует один или более видов аддикций в высокой степени значимости;
- Смежное аддиктивное поведение - присутствует один или более видов аддикций в незначительной или близко к высокой степени значимости;
- Отсутствие аддиктивного поведения – полное отсутствие какого-либо вида аддикций.
В наше время насчитывается около 30, а то и более разновидностей аддиктивного поведения. Перечислим самые распространенные виды аддиктивного поведения. В первую очередь делятся на: химические, биохимические, не химические. Самыми наиболее опасными являются химические аддикции, которые проявляются как:
В психологии нередко встречаются такие термины как «зависимость» и «аддикция». Эти термины всегда рассматривали с негативных сторон, понимая как вредные и разрушительные привычки. «Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, посредством изменения своего психического состояния» [10, с.291]. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, с помощью применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций». «Зависимость может рассматриваться как самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование» [2, c. 7].
Под супервизией понимается особая форма поддержки психотерапевтов и психологов, которая позволяет им посмотреть на трудности в своей работе с клиентами под другим фокусом и разделить при этом часть ответственности за выполняемую работу с более опытным специалистом.
Целью супервизии является помощь специалисту-психологу отвечать на потребности его клиента наиболее подходящим и эффективным для этого способом.
Главной функцией супервизии является поддержка и консультировании обучающегося психолога, психотерапевта, коуча, предоставление ему возможности для рефлексии своих профессиональных действий, а так же своего профессионального поведения.
Лечение невроза навязчивых состояний строится по общим принципам лечения неврозов. Прежде всего необходимо выяснить характер психической травмы, её значимость и особенности личности больного.
Основная направленность лечения должна быть ориентирована на психотерапию.
Наиболее эффективным методом психотерапевтического подход для лечения невроза навязчивых состояний является когнитивно-поведенческая психотерапия [6].
Многие авторы, такие как Астиани Н.М., Липгарт Н.К., Карвасарский Б.Д., Свядощ А.М., и др. выделяют невроз навязчивых состояний из всех видов невроза. Как отмечает М.Е. Бурно, в повседневной жизни встречается не мало здоровых навязчивостей, и потому определение данного вида невроза представляется достаточно не простым [1].
Люди, которые страдают неврозом навязчивых состояний, в некоторых странах считаются нетрудоспособными. Большинство больных тратят не мало времени на бессмысленные ритуалы, которые сопровождают навязчивые мысли и фобии, что так же неблагоприятно сказывается на уровне жизни.
Самостоятельно избавиться от навязчивых идей очень сложно. Как правило, при данной проблеме необходимо обратиться за помощью к специалисту, потому что избегание, которое чаще всего использует больной, с целью избавиться от недуга, лишь усугубляет его состояние [2].
Психологический дебрифинг — процедура группового обсуждения, которое нацелено на снижение психических страданий, описанная Е.М. Черепановой. Проводить дерибрифинг следует непосредственно на месте происшествия, и он является одно из форм краткосрочной скорой психологической помощи. При проведении ребрифинга применяют расспрос, эмпатическое выслушивание, эмоциональное отреагирование, информирование, когнитивное структурирование. В результате данной процедуры, пациент обретает чувство контроля над теми событиями, которые происходят в его жизни.
В результате исследования мы выявляли взаимосвязь эмоционального благополучия студентов-психологов с личностными особенностями.
В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 20 студентов вуза - женщины, получающие второе высшее образование - психолога. Возраст респондентов 29-46 лет.
В данном исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Проективная методика «Цветовой тест (8ЦТ)», М. Люшер, в адаптации Л.Н.Собчик.
2. Личностный тест «Большая пятерка (Big five)», Р. Мак-Крае и П. Коста.
В психологической науке есть несколько подходов по определению факторов, формирующих эмоциональное благополучие личности [3]:
• социально-психологический подход;
• психоаналитическая концепция;
• психофизиологическая концепция.
Так, с т.з. социально-психологической позиции эмоциональное благополучие связывают с социально-психологическими факторами, такими как: снижение самооценки, потерей устойчивого положения в обществе, ростом психологического напряжения в семье, общим психоэмоциональным статусом, позитивной Я-концепцией и т.д.[3] Данную точку зрения поддерживают отечественные исследователи Н. В. Дмитриева, В. А. Труфакин и др., а так же зарубежные исследователи М. Аргайл, Р. Бернс и др.