Очень частая проблема людей - непонимание собственных целей, отсуствтие представления о том, где человек находится и куда ему двигаться дальше. Чтобы определить настоящее состояние (своё или своих клиента) и прояснить то состояние, к которому человек стремится, предлагаем воспользоваться техникой специалиста в области нейролингвистического программирования, С. В. Ковалева, "Прояснение собственной жизни".
Для выполнения данного упражнения вам понадобится лист бумаги и ручка или карандаш.
Автор: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина (1995).
Источник публикации: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с. С. 90 -91.
Цель диагностики: Изучить сформированность понимания эмоциональных состояний людей у ребенка старшего дошкольного возраста.
Описание методики:
Социальные эмоции - это переживания человеком своего отношения к кому-либо. Их развитие происходит в дошкольном возрасте.
К социальным эмоциями можно отнести отношение ребёнка к своим сверстникам: равнодушное, ровное, отрицательное. Отдаёт ли он кому-то предпочтение, а если отдаёт, то кому. Очень важен контекст, именно развёрнутый ответ ребёнка. Его причины. Помогает ли ребёнок своим сверстникам, и если помогает, то почему? Потому что сам считает это правильным (развитие эмпатии), потому что так положено (социальные нормы) или в целом отказывается понимать других детей. Так же важен контекст: охотно ли помогает или формально, с желанием или без него. Все эти ответы становятся фокусом дальнейшего воспитания. А также методика позволяет определить: понимает ли эмоциональное состояние других людей, проявляет ли заботу по отношению к людям или животным, есть ли чувство долга, как реагирует на успехи сверстников (радуется или завидует).
Методика "Изучение социальных эмоций" позволяет выявить развитие социальных эмоций у детей. Методика наиболее актуальна для дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Созависимость - это патологическая форма взаимоотношений, которая характеризуется глубокой привязанностью к другому человеку, поглощенностью и всесторонней вовлеченностью в его жизнь.
Чтобы избавиться от созавимости, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному психологу, который поможет обрести опору в себе, переключить фокус внимания с чужой жизни на свою собственную.
Для того, чтобы процесс избавления от созависимости (или взаимозависмости) проходил быстрее, предлагаем воспользоваться следующей техникой.
Чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.
"Я не понимаю, что я чувствую", "Я ничего не чувствую", "Мне сложно разобраться в собственных чувствах" - частые фразы, которые слышит психолог от клиента. А ведь на самом деле - это очень важно, понимать, что ты чувствуешь. Непонимание своих чувств и истинных эмоций может приводить к тревожным и паническим состояниям, а если вы ещё и не можете распознать эмоции и чувства другого человека, зачастую это может приводить к недопониманию и конфликтам.
Логоанализ - методика из направления логотерапии Виктора Франкла, позволяющая осознать собственную жизнь с позиции смыслов.
Она состоит из следующих шагов.
Шаг 1. Оценка своей жизни, целей жизни.
На этом этапе стоит выявить:
- цели, стремления и мечты, которые были свойственны человеку на протяжении всей его жизни, отметить, какие из них актуальны, а какие уже нет;
- свои сильные стороны: черты характера, жизненные успехи, удачно сложившиеся обстоятельства жизни - без скромности и стеснения;
Работа с образами используется во многих направлениях психотерапии. В процессе работы с образами могут вскрываться совершенно неожиданные как для психолога, так и для клиента содержания, которые имеют непосредственную связь с существующей проблемой или негативном состоянием.
Словарь эмоциональных образов Николая Линдэ сможет помочь сформулировать первоначальную гипотезу и, отталкиваясь от неё, найти ключ к решению проблемы.
Конечно, не стоит в трактовке образова опираться исключительно на стандартное описание. Один и тот же предмет или явление для разных людей может означать разное. Всегда важно уточнять, какие именно чувства и эмоции вызывает представленный образ. Но если клиент чувствует себя в тупике и не может однозначно трактовать то, что возникло в его воображение, словарь образов эмоционально-образной терапии может дать некоторую подсказку.
Техника «Метафорический автопортрет» из арт-терапии может проводиться как со взрослыми, так и с детьми.
Из материалов вам понадобятся: 3-4 листа А4, любой материал для рисования (лучше если это будет простой карандаш, но можно использовать ручки, фломастеры, цветные карандаши, краски и т.п.).
Можно рисовать в любом порядке, не обязательно следовать заданным пунктам.